16.12.2016

Кампусы, которые спасут мир

В университеты сегодня приходит новое поколение жителей планеты, которые не только ищут способы уменьшить воздействие на окружающую среду, но и находят их уже в стенах альма матер. Так появляются «зеленые кампусы» — например, такие как в Центрально-Европейском университете (CEU) в Будапеште.

 
Логан Стренчок, менеджер по охране окружающей среды и устойчивому развитию CEU, написал для «Европульса» о том, как «перекрасить» университет в зеленый цвет.

На развитие «зеленого» движения в CEU меня вдохновили инициативы Копенгагенского университета, Датского технического университета, Лондонской школы экономики и политических наук… «Зеленые университеты», как и любые другие, существуют, чтобы передавать и производить знания. Но в отличие от традиционных университетов, у нас есть еще одна цель — налаживать устойчивые связи с окружающей средой.

Как правило, это делается по четырем направлениям:

1. управление территорией кампуса,

2. закупки расходных материалов для повседневной жизни университета,

3. образовательные проекты и

4. создание пробной площадки для практической реализации «зеленых» идей.

waste

 

1. Управление территорией кампуса

В любом кампусе есть множество разных зданий — от лабораторий до столовых. И чтобы стать по-настоящему «зеленым», университет должен организовать общую систему управления и этими зданиями, и всей территорией с учетом того, какое влияние они оказывают на природу. К счастью, главы европейских университетов прикладывают максимум усилий, чтобы улучшить кампусы: например, снизить энергопотребление и объем мусора. Такой подход не только позволяет оказаться на передовой борьбы с разрушением экосистем, но и экономически выгоден. Ведь за электричество надо платить, как и за вывоз мусора.

Наш университет расположен в центре Будапешта, у него шесть зданий. Два года назад мы начали их перестраивать и обновлять, этот процесс продлится до 2018 года. Недавно мы закончили строительство двух новых корпусов с возможностью настраивать в них автоматическую регуляцию подачи тепла, отслеживать и регулировать потребление электроэнергии и воды, измерять влажность и содержание определенных газов в воздухе. Теперь нам предстоит изучить те данные, которые мы получим, и опираясь на них решить, как именно мы можем добиться эффективного расхода ресурсов.

К использованию зданий мы подходим креативно. Так, в этом году мы создали на крыше одного из корпусов сад и огород. А началось все 4 года назад, когда мы с группой студентов стали высаживать овощи и зелень на заброшенном кусочке земли во внутреннем дворе кампуса. Это был эксперимент: каждую весну мы собирали клуб садоводов, сажали растения, все лето заботились о них и снимали урожай.

А два года назад, когда началось обновление корпусов университета, мы решили  сделать на одной из крыш пространство для отдыха. Согласовали проект с администрацией, разработали проект по адаптации и укреплению крыши. Наконец, высадили там деревья и цветы, не забыли и про овощи. Этой осенью мы собрали первый, еще очень маленький, но полностью свой урожай с крыши – морковку и салат.

Самостоятельно обеспечивать себя продуктами, хотя бы в незначительной степени – это важная часть устойчивого развития. Это сближает человека с тем местом, где он живет, побуждает задуматься об экологии и осознанно относиться к природе. И кроме того, это банально позволяет экономить на бензине.

garden

 

2. Закупки расходных материалов

В каждый университет ежедневно приходит множество людей, в некоторые — по 20-30 тысяч человек. Всем нужна еда, компьютеры и принтеры, мыло и бумажные полотенца… Но университеты могут заметно снизить давление на экологию. Например, закупать бумагу, сделанную из вторсырья, или договориться о поставках с местными производителями, сведя к минимуму затраты на транспортировку.

Нам удалось снизить расход бутилированной воды. Нет, полностью от пластиковых бутылок мы не отказались, до сих пор многие студенты и профессора приносят их из города, а университет закупает бутилированную воду для конференций. Но несколько лет назад мы запустили кампанию против воды в пластике. Ведь производство 1 тонны бутылок PET приводит к выбросам почти 3 тонн углекислого газа, не говоря уже о выбросах вредных газов, связанных с их транспортировкой,  и о сложностях с утилизацией бутылок.

Мы не могли просто запретить пластиковые бутылки в университете, но нам удалось найти альтернативное решение. Теперь на каждом этаже во всех зданиях университета и на территории стоят фонтаны с питьевой водой. А начиналось все со студенческого проекта. Ребята сами подсчитали, сколько пластиковых бутылок проходит через кампус ежедневно, и проанализировали, как этот объем пластиковой тары влияет на окружающую среду. Это заставило их задуматься, и в результате они предложили заменить воду в кафетериях питьевыми фонтанчиками.

 

3. Образовательные проекты

Экология – это не только наука для естественнонаучных факультетов. По-настоящему «зеленые» университеты рассказывают о проблемах взаимодействия природы и человека на всех факультетах. Огромный вклад могут внести студенты экономических и предпринимательских специальностей, да и про местных жителей забывать не стоит. Ведь каждый человек в любой точке земного шара является частью этой системы.

Все лекции, клубы, всевозможные акции, которые мы организуем, доступны не только для людей с удостоверением CEU: в них может принять участие любой желающий.

Для людей это и возможность узнать что-то новое, и научаться элементарным вещам, которые они потом используют в повседневной жизни. Например, я сам провожу мастер-классы по ремонту велосипеда – пожалуй, самого экологичного (и полезного для здоровья) вида транспорта.

Ко мне приходят люди, которые в жизни не брали в руки отвертку, а спущенное колесо или соскочившая цепь приводят их в ужас. Мне очень приятно видеть через некоторое время своих учеников в местных маленьких мастерских, передающих эти знания другим велосипедистам.

bicycle

 

4. Площадки для пробы «зеленых» идей

Очень важно дать возможность студентам и профессорам передавать свои знания знакомым, однокурсникам и соседям. Лучшие университеты находятся, как правило, в крупных городах,  и они должны сделать все возможное для того, чтобы студенты не оказались изолированными в своих кампусах.

Многие наши выпускники не только обзаводятся здесь полезными привычками, но и распространяют их потом у себя на родине. Например, выпускница экологического факультета родом из Сингапура во время своей учебы в CEU интересовалась сельским хозяйством, участвовала в волонтерских мероприятиях. Сегодня она руководит проектом городских огородов в Сингапуре, где нет пригорода как такового и поэтому люди очень слабо представляют, как выращивать овощи и зелень. Очень здорово, что самые базовые знания она получила именно здесь, в нашем университете.

А выпускник из России в СEU научился работать с аудиторией и после того, как вернулся в родной МГУ, стал разрабатывать свои экологические проекты: сегодня он соорганизатор межуниверситетского экологического фестиваля «ВузЭкоФест», акций «На учебу на велосипеде» и «На работу на велосипеде» и многих других интересных инициатив в МГУ и за его пределами.

green

 

Инициатива поощряема

«Зеленый кампус» — это двусторонний процесс, и администрация университета играет в нем важную роль. Но важно, что решения часто предлагаются именно студентами. Молодые люди очень восприимчивы к тому, что происходит в мире, к тому же им бывает проще достучаться до своих сверстников. Хорошие коммуникативные навыки зачастую не менее полезны, чем финансирование.

Благодаря студентам в 2009-2010 годах в нашем университете  появилась система раздельного сбора мусора. Началось все с того, что небольшая группа активистов начала вносить креативные «беспорядки» в жизнь кампуса. Они создавали инсталляции из бытового мусора на территории, они рассказывали, как важно не только раздельно собирать мусор, но и просто снижать его количество. Их регулярные акции в конце концов привлекли внимание к этой проблеме: сначала мы договорились с компанией по раздельному сбору вторсырья, и в кампусе появился один пункт раздельного приема отходов, потом еще один. А через три года на каждом этаже каждого здания уже стояли специальные урны.

Университет – это место, наполненное нестандартными людьми, которым интересно слушать, искать, обсуждать. Здесь бок о бок развиваются визионеры и люди, которые смогут стать движущей силой команд единомышленников.  Это уникальное место для запуска самых разных инициатив в международном масштабе.

 

Это призвание

Моя миссия – просвещать людей, рассказывать им, что в грядущие 10 лет нам предстоит полностью изменить свой стиль жизни, свои привычки, способы производства и потребления энергии и товаров.

Почему я выбрал для этого именно университет? Центрально-Европейский университет, где я работаю, – это уникальное место, это как Земля в миниатюре. Здесь учатся люди из более чем 100 разных стран. Так что если мне надо выяснить, как изменение климата влияет на людей из Бангладеш, я могу найти студента оттуда и лично поговорить с ним. И так практически с любой страной.

allt

 

Общепримиряющая гонка

Измерить воздействие вуза на окружающую среду можно. Существует немало рейтингов, оценивающих этот вклад (например, UI GreenMetric Ranking of World Universities или Greenest Universities), статистические метрики и мониторинги. В основном используются методы, оценивающие объем потребляемых ресурсов (воды, электроэнергии, сырья) и производимых отходов (мусора). Сбор данных – это скучно, но такой способ довольно прост и уж точно надежен. Гораздо более нетривиальная задача – измерить влияние университета на «внешний мир». Как выпускник, прошедший через наши стены и прочувствовавший все эти механизмы, использует полученные знания? Вот это — самое важное.
 
Материалы по теме:

Кампус: открытое студенческое пространство