Евроэкспресс

Париж. Перезагрузка

Улучшить жизнь мегаполиса. Легче сказать, чем сделать. Но вот вполне конкретный план: строить не менее 10 тыс. новых домов каждый год, из них большая часть – это доступное муниципальное жилье. Озеленить город, создавая сады на крышах домов. Открыть новые станции метро, сделать комфортным, доступным и максимально экологичным общественный транспорт. Очистить воздух: ограничить движение машин в центре, а в перспективе запретить въезд топливных автомобилей в город, предложив жителям взамен удобную сеть проката велосипедов, электроскутеров и электромобилей. Создать тысячи новых мест в детских садах. Такую программу действий в прошлом году предложила в рамках своей избирательной кампании на пост мэра Парижа бывший вице-мэр города Анн Идальго. И она выиграла выборы, став первой женщиной на этом посту за всю историю столицы. Анн Идальго сразу же перешла от слов к делу: ее имя не сходит со страниц европейских изданий, взахлеб описывающих шаги новой мэрии по трансформации мегаполиса в современный город, который должен не только притягивать миллионы туристов, но и быть уютным местом для жизни самих парижан.

5238592972_9573b6c729_b

В центре внимания – местные жители

Париж всегда будет туристической меккой, убеждена Анн Идальго. Историко-архитектурное наследие, десятки музеев и галерей, в которых хранятся ценнейшие коллекции древнего и современного искусства, богатая культурная жизнь – всего этого у города не отнять. Недаром именно столица Франции лидирует в мировых рейтингах по количеству посещающих город гостей. Однако, в первую очередь, Париж должен быть удобен, приятен и безопасен для тех, кто живет в нем постоянно. Парижане – вот кто главный в городе, не устает повторять новый мэр. В своей предвыборной программе, озаглавленной «Париж, который дерзает», она делала особый акцент именно на этот постулат, который, судя по всему, и помог ей завоевать доверие жителей. Впрочем, избирателей убедили не только слова, но и внушительный опыт: Анн Идальго до 2014 года 13 лет проработала первым заместителем бывшего градоначальника Парижа Бертрана Деланоэ. И будучи его правой рукой, Идальго отвечала за многие аспекты градостроительной политики: от общественного транспорта и развития сети проката городских велосипедов Vеlib’ до вопросов социально-экономической политики города, где живут более 2,24 млн человек.

4362634252_717687dc04_b

Первым шагом Анн Идальго на новом посту стало решение проблемы транспортной загруженности столицы: несмотря на то, что около 60% жителей города не владеют автомобилем (в том числе, кстати, и сама политик и ее супруг Жан-Марк Жермен), главной бедой мегаполиса остаются пробки и загазованность. «Я хочу, чтобы машины на сгораемом топливе исчезли с улиц города к 2020 году», — заявила Анн Идальго. На чем же ездить? На общественном транспорте: многие станции метро будут продлены, старая железная дорога вокруг Парижа реконструирована, закуплены новые экологически чистые автобусы, троллейбусы. На велосипедах: к 2020 году число велодорожек в городе должно увеличиться вдвое, всего же на развитие и популяризацию велотранспорта город потратит 100 млн евро. Еще инициативы нового мэра: сеть общественных арендных электроскутеров Scootlib’ (по примеру успешной Velib’) и электромобилей Autolib’. Если привлечь максимальное количество горожан к идее аренды вместо владения, то это, во-первых, сэкономит парковочные места; во-вторых, сохранит воздух чистым (электродвигатели нетоксичны); и в-третьих, жители смогут перемещаться по городу с комфортом и необходимой им скоростью.

3336102994_fdf9f3ba0c_o

«Обновить Париж»

С какими еще проблемами новый мэр пообещала разобраться в ближайшие годы? Шум на улицах, нехватка мест в детских садах и яслях, недостаточное количество доступного жилья (к 2030 году планируется построить тысячи муниципальных домов и довести их долю до 30% в общем жилом фонде, а также трансформировать около 200 тысяч кв. м офисных площадей в жилые помещения). Анн Идальго пообещала продолжить  и успешно завершить программу по переустройству крупных площадей и улиц Парижа, учитывая в каждом проекте мнение местных жителей, создать новые общественные пространства, пешеходные кварталы во всех округах Парижа. Около миллиарда евро мэр выделила на развитие новейших цифровых и интернет-технологий в городе, в том числе на создание разветвленной бесплатной Wi-Fi сети, развитие электронной интерактивной городской инфраструктуры (различных приложений, программного обеспечения для городской среды). Что немаловажно, новый мэр пообещала: никаких новых налогов для реализации своих планов вводиться не будет.

Анн Идальго поставила перед собой весьма амбициозную цель: обновить, переосмыслить Париж. Ни много, ни мало – вот так. В рамках мегапроекта, который получил именно такое название – Reinvent Paris, до 2020 года будут полностью перестроены 23 района столицы. Разумеется, один в поле не воин: Анн Идальго пригласила к сотрудничеству ведущих архитекторов со всех континентов, известных своим креативным и инновационным подходом к строительству. Мэр называет предстоящие перемены «урбанистическим экспериментом беспрецедентного масштаба». «Такой город как Париж должен иметь возможность однажды снова «изобрести» себя, чтобы дать отпор всем вызовам, с которыми ему приходится сталкиваться», — подчеркивает градоначальница. Окончательное решение по лучшим идеям будет принято в декабре следующего года.

6754260969_8fa2a45678_b

Навстречу приключению

Страшно? Круто? Да, признается Анн Идальго. Но идет вперед, как и велит ей ее кредо – строки андалусского поэта Антонио Мачадо: «Caminante, no hay camino, se hace camino al andar», что можно перевести так: «Путник, дороги нет – она возникает, когда мы идем». Слова поэта выбраны не случайно – Идальго родилась в Андалусии, ее семья эмигрировала из Испании во Францию, когда ей было 2,5 года. Местная пресса называет нового мэра «скромной, трудолюбивой, но решительной и смелой», порой она способна на приступы «страшного гнева», однако умеет слушать других и принимать решения, основываясь на коллективном обсуждении вопросов. «Железная рука в бархатной перчатке» – это часто встречающееся сравнение досталось новой градоначальнице за ее непреклонный характер и мягкость в обращении. «Если она чего-то хочет, то готова пробивать стены» – еще один штрих к портрету 56-летней Анн Идальго.

Возможно, такой целеустремленный подход поможет претворить в жизнь еще одну мечту: провести в Париже Летние Олимпийские игры 2024 года – спустя ровно 100 лет с последнего олимпийского успеха французской столицы. Город уже имел честь принимать две Олимпиады – в 1900 и 1924 годах. Как заявила Анн Идальго в телеинтервью, пора пойти навстречу новому «олимпийскому приключению».