Евротренд

Искусство на месте: заключительная выставка проекта «Art on Site» в Государственном центре современного искусства

Беньямин Бергман, "Когда откажут тормоза"

Все началось еще полтора года назад. Было решено отправить пятерых художников из Германии в творческое путешествие по России. Каждый их них выбрал себе по городу: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Екатеринбург. За месяц пребывания в городе артисты должны были вжиться в окружающую их обстановку, художественно препарировать местность, чтобы в итоге придумать оригинальное произведение-интерпретацию увиденного. В этом деле их сопровождали российские кураторы и художники, которые тоже создали свои проекты.

На поиски новых интерпретаций отправились Беньямин Бергман (Мюнхен), Вадим Захаров (Москва-Кельн), группа «Куда бегут собаки» (Екатеринбург), Олег Блябляс (Калининград), Виа Левандовски (Берлин), Агнесс Майер-Брандис (Кёльн), группа «Провмыза» из Нижнего Новгорода, Андрей Рудьев из Петербурга, Роберт Шайпнер и Клаудиа Шмаке (Берлин), группа «Эмпфангсхалле» (Мюнхен).

В эти дни в здании московского ГЦСИ в рамках 3 Биеннале современного искусства проходит заключительная выставка всех объектов, созданных во время путешествия немецких художников. Некоторые произведения не смогли быть представлены на выставке в силу сложностей с транспортировкой и реализацией полной идеи в закрытом пространстве. Беньямин Бергман обосновался в Санкт-Петербурге и создал инсталляцию «Когда откажут тормоза». Первая часть работы – акция. Припаркованный автомобиль с ревом разгоняется, рычит, бешено вращает колесами до тех пор, пока мотор не откажет. Выбранный для инсталляции автомобиль очень старый. Для Беньямина это символ перегревшейся российской экономики и бешеного ритма жизни. Человек и вся страна бежит вперед на пределе своих возможностей. Есть ли предел? Есть ли смысл? Вторая часть работы называется «Иерихонские трубы», её то и привезли в Москву.

Это разномастные динамики, поставленные друг на друга. Беньямин запрограммировал их так, что они могут записывать услышанные ими звуки. Такое специфическое отражение реальности. Андрей Рудьев тоже дал свое определение северной столице. Он подошел к делу довольно традиционно, собрав весь советско-имперский антиквариат вместе, воссоздав символическую атмосферу уходящего прошлого.

Виа Левандовски, "Как жаль"

Самой неоднозначной работой можно назвать «Как жаль» Виа Левандовски. Скульптурная геометрическая композиция, состоящая из плоских прямоугольных колонн, подвергалась сожжению 30 раз до полного исчезновения. В ГЦСИ стоят слегка подгоревшие островки. Здесь автор рассматривает реальность через строгое строение. Он говорит об объективности мира, который подвергается постоянному внешнему воздействию. И даже разрушение этого мира не является катастрофой. Это лишь еще одна эстетическая реальность, на основе которой может возникнуть новый мир. Реинкарнация. Размышлял над этим Левандовски в Москве.

С российской стороны Вадим Захаров решился зачерпнуть в Москве-реке водицы, чтобы из нее составить библиотеку замороженных книг. «Я использую воду из Москвы-реки как материал для изготовления русской ледяной библиотеки. Собрание замерзших книг хранится в прозрачном холодильнике. На корешках можно прочесть: Пушкин, Толстой, Гоголь, Достоевский, Чехов, — говорит о проекте «Русская библиотека, найденная в Москворечье» художник, — наши мысли и фантазии напоминают разные состояния воды. То они нежны и мягки, то жестоки и бесчеловечны. Сегодня они приятно охлаждают, а завтра наотмашь бьют по щекам».

Агнесс Майер-Брандис решила уронить на Екатеринбург метеорит. Когда она гуляла по улицам города, то встречала много учреждений, связанных с космосом и геологией. Её проект можно отнести к art & fiction, симуляциям исследований природных явлений. Агнесс очень долго готовилась к этому, изучала обстановку. В итоге ей удалось заставить жителей поверить в то, что здесь падают метеориты, а в них живут внеземные вещества. Для пущей достоверности на открытом пространстве был построен кратер – отпечаток упавшего камня. «Суть моего творчества – вопрос зрителю: в какую реальность он хочет верить. Я не хочу, чтобы мои работы воспринимались как фальсификации. Это не научное произведение, а попытка красиво познать естественное», — делится мнением Агнесс. После «падения» метеорита все желающие могли принять участие в его сканировании.

Агнес Майер-Брандис, "Золотой кратер"

Группа «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга решила попугать современного человека, пресытившегося бытом. И сконструировала зеркало, прикрученное к движущейся тумбочке. Оно самовольно разгуливает по выставочному залу, периодически наезжая на зазевавшихся зрителей. Создатели объясняют свою идею просто: мы привыкли смотреться в зеркало, долго изучать свое отражение, а что если отражение превратится в нашего преследователя?

Мюнхенский дуэт «Эмпфангсхалле» провел свое исследование в Калининграде. Прознав, что это город янтаря, где даже печку когда-то отапливали этим камнем, а теперь сайты знакомств называют «Янтарной аллеей», художники решили узнать у жителей об их мечтах. Оказалось, что их умами правит идеал красоты и успеха в лице пышногрудой блондинки на фоне «крутой тачки». Ребята даже провели конкурс красоты. А победительница попала на янтарное панно, куда были вписаны и «крутая тачка», и старинные кенигсбергские домики, и приметная архитектура советской эпохи. Правда, без подробной расшифровки само панно выглядит лубочно.

группа "Эмпфангсхалле", "Красавица и чудовище"

Все работы, объединенные названием «Искусство места», призваны развивать тему художественных резиденций, которые давно существуют в Европе. Это места, где художники могут работать, размышлять, творить, не думая о финансах и материалах. Государство и общество поддерживает такие резиденции в Германии, позволяя артистам целиком погрузиться в желанную атмосферу свободного творчества. Во время реализации проекта «Art on Site», финансируемого Европейской Комиссией, немецкие художники общались с городскими жителями, проводили мастер-классы и круглые столы для всех желающих. По мнению организаторов, это еще один шаг на пути к созданию художественных резиденций в России.

Выставка проекта «Art on Site» открыта с 27 сентября по 25 октября в ГЦСИ

А также читай статью "К чему стремится поколение Next?" и узнай, каково распространенное мнение о современной молодежи!

Поделиться в соцсетях