2.05.2012

Лишь гаджет единый

В Подмосковье закончила свою работу крупнейшая российская интернет-конференция РИФ+КИБ 2012. Три дня ведущие эксперты российских и зарубежных компаний обсуждали основные мировые тенденции развития сети. Но вместе с развитием виртуального не менее активно идет развитие материального. Эволюция потребления гаджетов прямо пропорциональна революциям в Интернете.

В наше время доступными для кошелька рядового юзера стали практически все мобильные технологии, бывшие еще 3-4 года назад перспективными, а лет 10-15 назад, казалось, прочно застрявшими в списке фантастических и неосуществимых проектов. Например, современные миниатюрные проекторы или фотоаппараты с функцией проецирования изображения мы когда-то видели в первой серии «Звездных войн» Джорджа Лукаса, вышедшей в 1977 году. Был ли Мастер Йода в курсе того, что маленькие джедаи на Земле будут тренировать свою Силу с помощью виртуальной рогатки, стреляя птицами по свиньям. Или мог ли герой этого же фильма Дарт Вейдер предположить, что люди получат совершенно плоские телефоны без кнопок и научатся с помощью различных приложений управлять удаленным компьютером так, как если бы это был телекинез.

В Европе уже сейчас более 40% мобильных телефонов являются смартфонами. А встроенным GPS-навигатором, 4G и 8-ми мегапиксельной камерами и сенсорными дисплеями в мобильном телефоне уже никого не удивишь.

В 2010 году на европейском рынке примерно 70% рынка персональных компьютеров занимали ноутбуки и нетбуки. Но им на пятки уже тогда наступали первые, появившиеся в массовой продаже, планшеты и супернавороченные смартфоны. Одновременно с этим именно в 2010 году мир поддался тренду микроблогинга — во всемирные социальные сети попались даже те, кого эти сети и не мечтали у себя увидеть.

Тем более с помощью смартфона или планшета вести свой блог или микроблог, моментально «расшарить» фото и ссылки максимально удобно! Согласно данным исследований конъюнктуры Интернет-рынка, осуществленного по заказу одной из ведущих европейских IT — компаний, 41% владельцев смартфонов используют эти устройства в основном для серфинга в Интернете. Так, как 5 лет назад было принято использовать ноутбуки. 44% жителей Европы активно работают на своих смартфонах с социальными приложениями, на втором месте картографические и GPS приложения — 33%.

У одного юзера обычно в пользовании есть два или более высокотехнологичных устройства. Одновременных владельцев смартфонов и ноутбуков сейчас примерно 15%. Но через год эта цифра вряд ли вырастет: люди, скорее всего, будут избавляться от ноутбуков и даже нетбуков, предпочитая им смартфоны и планшетники. Пока пользователей смартфонов, у которых также есть и планшет, сегодня наберется примерно 5%. Однако в течение 2012-2013 эта армия может вырасти в 5 раз.

Пару слов об операционных системах. Европейцы сейчас в восторге от операционной системы Android и активно используют устройства на базе этой ОС. Например, в Германии доля Android сейчас составляет 61%, а во всех европейских странах рыночная доля Android не опускается ниже 46%. Эти тенденции, скорее всего, будут продолжаться.

Скорее всего, главным трендом мобильных девайсов в 2013 году станут 3D-коммуникаторы. Уже выпущен и продается новый смартфон, который позволяет юзеру работать с трехмерным контентом без специальных очков.

Упомянем, впрочем, и о других не столь радужных тенденциях. Если раньше общение в Сети поддерживали в основном люди с достаточно высоким IQ — как минимум, на уровне от среднего и выше, то теперь обратная тенденция.

В Интернете стало очень много людей, которые до упрощения пользовательских интерфейсов («нажал на одну кнопку и создал свой сайт») и собственно самих гаджетов никогда не смогли бы познать и заявить о себе сетевому миру, найти виртуальных друзей. А после того как дошкольники и школьники первых классов освоили Интернет и получили возможность создавать аккаунты в социальных сетях, в Сети вырос спрос в основном на развлекательную и даже откровенно мусорную информацию.

Новым пользователям придумали определение — нубы (от анг. newbie — начинающий или пришелец). А «олдфаги», или старожилы Интернета, наоборот, потянулись с популярных блоговых площадок и форумов обратно в оффлайн. Известный российский сетевой деятель и признанный пионер российского Интернета Артемий Лебедев в одном из своих интервью назвал социальные сети «Интернетом для бедных», причем для «бедных» как в моральном, так и интеллектуальном плане. А издание The Wall Street Journal в одной из своих критических статей как-то отметило, что социально-сетевые сервисы «вызывают смешанные чувства у технологически подкованных людей, которые были ранними их адептами».

Главное, чтобы тенденция активной модернизации гаджетов в сторону упрощения работы с ними не привела к интеллектуальной деградации того пространства, которое мы так активно с их помощью пытаемся осваивать.