Еврокампус

Больше студентов, хороших и разных

Качественное базовое образование, крепкие профессиональные навыки, открытость к восприятию нового, мобильность – такими характеристиками должны обладать выпускники высших учебных заведений Европы. По мнению 47 министров образования европейских стран, собравшихся в конце апреля на Конференцию по проблемам реформы Болонского процесса/EHEA* в румынском Бухаресте, реформа высшего образования поможет Европе вернуться на путь устойчивого развития и решить проблему занятости для молодежи.

Министерские конференции по проблемам образования проходят, как правило, раз в 2-3 года. На сей раз министрам предстояла непростая задача. За истекшее с последней встречи время Европа столкнулась с экономическими и финансовыми трудностями, влияние которых уже испытала на себе молодежь. Количество предлагаемых рабочих мест резко снизилось, и молодому специалисту, закончившему высшее учебное заведение, получить свою первую работу стало как никогда проблематично.

Согласно последним статистическим данным (в исследовании принимали участие 19 стран Европы) высшее образование в среднем получили 33,2% жителей в возрасте 25-34 лет, 26,5% —  в возрасте 35-44 лет и лишь 21,5% в возрасте 45-64 лет, то есть в среде молодежи количество обладателей высшего образования больше. Среди опрошенных стран самая высокая доля выпускников вузов зарегистрирована на Украине (48,4%), в Ирландии (48,2%), на Кипре (47,9%).

Среди тех, кто поступил в вузы, в среднем 72% студентов получили дипломы: то есть довели свое высшее образование до конца. Самый высокий уровень закончивших ВУЗы в Армении – 95%. В Венгрии и Швеции, наоборот – наиболее низкий показатель окончивших ВУЗы – 43% и 49% студентов соответственно.

Cогласно проведенному исследованию чем выше уровень образования среди молодежи, тем ниже уровень безработицы. В половине опрошенных стран уровень безработицы среди молодых людей с низким уровнем образования (школьный аттестат) составлял 19% и только 6,4% — среди выпускников вузов. Наибольшая разница между уровнем безработицы для этих категорий наблюдалась в Чехии (31% и 4% соответственно), Словакии (62% и 7%) и в Германии (28 и 4%). Таким образом, приобретение высшего образования в этих странах особенно улучшает шансы выпускников на трудоустройство. Страны, где особого различия между уровнем образования среди безработных нет – это Кипр, Португалия, Греция и Турция. Интересно, что в последних двух странах уровень безработицы среди населения с высшим образованием даже выше, чем среди тех, кто его не получил.

Самый короткий период между окончанием ВУЗа и трудоустройством был зарегистрирован в Исландии (2,1 мес.), на Мальте (2,6 мес) и в Эстонии (2,8 мес).

В то же время необходимо отметить, что недавние выпускники ВУЗов испытывают значительные трудности (безработица выше 10%) по сравнению с теми, кто закончил вуз 2-3 года назад (среди них уровень безработицы в среднем 3,2%). Наибольший разрыв наблюдается на Кипре, в Румынии и Словении.

Эти данные позволили участникам конференции еще раз обратить внимание на тенденции трудоустройства выпускников вузов в Европе.

«Благодаря формированию Единого европейского пространства высшего образования мы, несомненно, добились реального прогресса в сближении образовательных систем стран Европы. Но мы должны сделать больше. Единая система высшего образования должна быть в центре всех наших усилий по преодолению кризиса. С ее помощью в будущем для наших молодых людей должны открыться двери в мир более широких возможностей», — подчеркнула член Еврокомиссии по вопросам образования, культуры, многоязычию и молодежной политике Андрулла Василиу.

Собравшиеся в Бухаресте министры согласились с этой точкой зрения. По их мнению, реформа высшего образования станет ключом для преодоления безработицы и возобновления экономического роста. Они выделили ключевые приоритеты развития высшего образования на предстоящие три года, до 2015 года. Перед лицом кризиса главные направления реформы – это предоставление качественного высшего образования большему количеству студентов, овладение профессиональными навыками, позволяющими сразу, без дополнительного обучения, занять рабочее место, и повышение мобильности студентов.

Стратегия мобильности подразумевает, что по крайней мере 20% студентов, которые завершат образование в Европе к 2020 г., должны пройти часть обучения или практику за границей. Как сказал министр науки, инноваций и высшего образования Дании, со-председатель Единого европейского пространства высшего образования Мортен Устергаард, опыт обучения за границей чрезвычайно важен для того, чтобы воспитать склонных к инновациям, адаптирующихся к новым условиям выпускников, которые будут способствовать развитию общества и экономическому росту стран Европы. «Чрезвычайно важно, — сказал министр — обеспечить такие условия, при которых студенты могли бы свободно передвигаться по всей Европе. Разработав стратегию мобильности, мы стали на шаг ближе к той Европе, в которой как студенты, так и все наше общество сможет пожинать плоды возроcшей свободы передвижения».

Экономические и финансовые трудности – это огромный вызов всей системе образования в Европе. Но это также и возможность для всех стран улучшить состояние дел в сфере высшего образования. Новые рабочие места в пост-кризисной Европе будут требовать специалистов с лучшими знаниями и навыками. «Для того, чтобы соревноваться на мировой арене, чтобы иметь возможность конкурировать в глобальной экономике знаний мы должны иметь общую повестку дня реформы образования во всей Европе. Европе нужно больше выпускников с лучшим качеством образования. Мы должны научиться «вытаскивать» таланты из каждого студента и снабжать наших выпускников такими знаниями и навыками, которые позволят им и их работодателям придать новое ускорение и энергию нашим экономикам. Упускать такую возможность нельзя», — сказала Василиу.

*Единое европейское пространство высшего образование – это система межправительственного сотрудничества в сфере высшего образования, целью которого является гармонизация систем высшего образования европейских государств, таким образом, чтобы они стали более прозрачными, сопоставимыми и совместимыми. Это сотрудничество, известное как Болонский процесс, было начато в 1999 году подписанием Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств, а затем перезапущено под названием Единого европейского пространства высшего образования в 2010 году. Сейчас в нем участвуют 47 стран (Россия – с 2003 года) и Европейская комиссия как представитель ЕС.

Поделиться в соцсетях