Еврокампус

Британская школа: как изучают литературу посредством… музыки!

В британских вузах на гуманитарных факультетах студенты изучают историю литературы по-разному. Далеко не все преподаватели канонически и строго подходят к изучению этого предмета. В прошлом осталась та школа Великобритании, где за плохое поведение могли выгнать из аудитории или ударить линейкой по рукам. Сегодня стихи Вордсворта и Блейка изучают через лирику Pink Floyd, а сами преподаватели стараются перекинуть студентам мостик через эпохи.

Джеймс Баннер, руководитель международного отдела университета Кента в Англии, рос и учился в эпоху правления Маргарет Тетчер. Тогда система образования в стране сохраняла прославленную английскую строгость — под стать тогдашней политике «Железной леди». Однажды в руки Баннеру попала пластинка новой группы Pink Floyd. Будущий преподаватель уже тогда проникся бунтарским творчеством этой команды и пронес любовь к их музыке через всю жизнь: «Тогда это было глотком свежего воздуха для всех нас». Сегодня же во время своих лекций по литературе Джеймс находит темы, которые объединяют поэзию Вордсворта и песни Pink Floyd: «Всей английской культуре присуща тоска по другому миру, откуда мы все пришли. И Блейк, и Вордсворт — в своих стихах они рассуждали о том, что человек изначально чист и совершенен, но общество его делает другим, постепенно разрушая целостность его души. Дети такие счастливые и светлые, потому что еще помнят тот мир, откуда они пришли, а взрослые постепенно его забывают, оставляя себя на растерзание материального мира».

Бунтарский свет

Страх погрязнуть в повседневности присущ многим молодым людям, боялся этого и Сид Баррет – солист и идейный вдохновитель группы Pink Floyd. Он основал группу в 1964 году и покинул ее в 1968. «Для многих парней того времени Сид был ориентиром», — рассказывает Джеймс Баннер, — «он был гением, в нем полыхала жизнь, все знали, что он – фигура такого же порядка как и Джон Леннон или Мик Джаггер. Его любили за его энергию и жизненную силу».

Но постепенно Сид Барретт начал затухать, потому что не смог устоять перед наркотическим соблазном.

«Сид начал себя терять. Его выпускали на сцену просто для того, чтобы он там постоял, он уже не мог петь и играть как надо, а главное — рождать новые песни. В один момент его глаза стали пустыми и безжизненными», — делится Баннер.

Все поклонники, как и Баннер, переживали уход Сида из группы как личную трагедию.

Но образ бунтаря Сида из песен Pink Floyd не ушел, а стал символом уходящей жажды жизни, которая есть у каждого подростка. Первый хит группы, записанный без участия Сида Барретта, это песня Comfortably Numb. Новый гитарист команды Дэвид Гилмор написал музыку на стихи Роджера Уоттерса. Эта песня о взрослении и потери тех детских надежд и мечтаний, которые всегда так сладко держать при себе, но когда они уходят, то ты останавливаешься в оцепенении.

Пора действовать!

С этого момента главной темой Pink Floyd становится проблема детства и выхода их него. Многие англичане боятся расстаться с ребенком внутри себя, боятся окунуться в бытовую жизнь и предать мечту.

«Shine on you crazy diamond – эта песня тоже о Сиде, о том, когда он был молодым, то светил ярко для всех, но потом перестал. В этой песне нет быстрого ритма, она очень медленная, одно сплошное ожидание. Это своего рода противопоставление жизни среднего класса. Англичане всегда стремились сохранить деньги, заработать, спланировать свое будущее и отложить счастье на потом, всю жизнь проводя в спешке», — рассуждает Джеймс Баннер.

Но чаще остальных Джеймс любит приводить своим студентам цитаты из другой песни Pink Floyd – «Time». «Они поют о молодых прожигателях жизни, когда человек весь день валяет дурака, лежит и ждет, пока кто-то придет и укажет ему дорогу, скажет как жить. Я всегда говорю своим ученикам: «Вставайте! Скоро ваша сила уйдет, и вы уже ничего не сможете изменить вокруг!».

Разбивая стены

Самой известной работой Pink Floyd считается песня «Another brick in the wall», которая начинается словами «We don’t need no education», что в переводе означает «Нам не нужно образование». Именно эту идею озвучивал английский поэт Уильям Блейк. Он считал, что образование только разделяет людей, лишает их возможностей и понимания. У Pink Floyd это тема обретает другое значение: если в классе запрещено шептаться друг с другом, то о каком обмене и понимании может идти речь? Это еще один ход против консервативной Англии.

«Другая известная их композиция «Wish you were here» помогла мне «подружиться» с моим взрослым сыном. Ему было уже 24 года, но Pink Floyd он не воспринимал и даже не знал, что они родом из Англии. И вот однажды по телевизору он увидел, как какой-то репер перепел эту песню, тогда сын достал все мои пластинки и переслушал их, понял и был в полном восторге. На мое день рождения он подарил коллекционный диск с их песнями», — делится Джеймс.

Джеймс Баннер глубоко убежден, что Pink Floyd – самая настоящая английская музыка, и слушать ее нужно за городом, в деревне, только там она будет звучать особенно гармонично. И конечно, напомнит о детстве, взрослении, школе, Вордсворте и Блейке.

Поделиться в соцсетях