22.02.2018

Чему будет учить школа в Финляндии в ближайшем будущем

В последнее время финские школьники уже не показывают лучший результат в мире, но никто из-за этого не расстраивается. Почему – «Европульсу» рассказал создатель каталога образовательных инноваций со всего мира Саку Туоминен.

«Европульс» продолжает серию публикаций о школьном образовании в странах Европы (о том, как устроена младшая и средняя школа в Испании, мы писали здесь).

 

О «феномене финской школы» никто не догадывался до 2000 года. Все изменило первое международное тестирование школьников PISA, которое оценивает умения 15-летних подростков читать, считать и их знания по естественным наукам. Тогда Финляндия показала лучший результат в мире, сильно оторвавшись от остальных.

Последние 2 замера (а они происходят раз в 3 года) финские школьники сдают позиции, но педагоги и власти не расстраиваются.

 

7 навыков, которым будет учить школа

Если спросить у учителя в любой стране, готовит ли школа детей к жизни, скорее всего, в ответ вы услышите «Нет». Я ни разу не получал однозначного «Да» в ответ на этот вопрос.

Но разве смысл школы в том, чтобы научить наших детей сдавать экзамены и набирать баллы по PISA?

Почему в качестве критерия мы используем именно эти тесты? В Финляндии над таким подходом всегда посмеивались, поэтому наши учителя не особо задирали нос, когда оказалось, что они готовят лучших школьников в мире.

Скоро в финских школах будут преподавать не только и не столько факты по отдельным предметам, сколько навыки, которые пригодятся для решения проблемы из любой области. Вряд ли эти навыки заменят математику и историю — но мне кажется, что именно эти навыки должны вскоре преподаваться в финских школах:

1 Умение думать и учиться

2 Навыки общения, взаимодействия с коллективом и самовыражения

3 Готовность жить самостоятельно, организовывать свой день

4 Мультиграмотность (то есть умение ориентироваться в информационном потоке)

5 Компетенции профессиональной жизни и предпринимательство

6 Участие в общественных проектах и строительство устойчивого будущего

7 Компьютерная грамотность.

Это не окончательный список, но именно эти компетенции, вероятнее всего, будут базовыми для жизни в обществе в ближайшем будущем.

 

Куда двигаются финские образовательные инновации

Вы помните Nokia? Эта компания долгое время была чрезвычайно успешной компанией — лидером на рынке сотовых телефонов. «Мы знаем, что будет работать», — говорили в Nokia. Но в один прекрасный день они поняли, что уже не знают.

Задача финского образования — не оказаться в таком же положении. Поэтому финские образовательные инновации сейчас двигаются по 3 основным направлениям.

1 Мы стараемся сделать образование более индивидуальным, чтобы каждый ребенок смог получить полезные именно ему знания и навыки.

2 При этом мы меняем программу так, чтобы дети усваивали общие подходы к решению проблем, будь это математика или история (это так называемый Phenomenon-based learning подход). В наших школах дети учатся находить пути решения разных задач и использовать для этого универсальные методы. «Написать сочинение» и «Построить прототип вулкана» только с первого взгляда кажутся разными задачами: в обоих случаях надо начать с составления плана действий.

3 Наконец, мы стараемся сделать так, чтобы учителя больше обменивались опытом. Я общаюсь с учителями из многих стран, и везде как будто работает закон «Что происходит в классе – остается в классе». Поэтому очень перспективные решения остаются «местечковыми феноменами».

В прошлом году мы запустили проект hundrED – это онлайн-платформа для учителей, где мы отбираем каждый год 100 самых лучших практик, которые придумывают учителя из разных стран. Мы отбираем из тысяч заявок из почти 150 стран мира 100 таких, которые предлагают новое решение той или иной проблемы, уже показали себя на практике и которые можно было бы применять во многих школах (чтобы решения не были завязаны исключительно на конкретного учителя, например). С этими практиками может познакомиться любой пользователь. Учителя могут опробовать их в классе, а родители – посоветовать школам, где учатся их дети.

 

Как школьному образованию в Финляндии удалось добиться успехов на мировом уровне

Финская система образования, которая привела к таким впечатляющим результатам PISA, появилась в нашей стране в 1970-х годах.

С 1970-х годов, когда в Финляндии прошла масштабная реформа образования, у системы финских школ появились свои характерные черты.

Во-первых, с тех пор наши школы не зависят напрямую от государства. В отличие от других стран, где образовательные учреждения финансирует государство напрямую, в Финляндии государство финансирует города, а уже городские власти формируют бюджет для местных школ. Это позволяет городам самостоятельно решать, сколько нужно финансирования конкретной школе в этом году и на какие нужды.

Но на этом элемент самоуправления не заканчивается. У нас, как и в других странах, есть общегосударственные стандарты и образовательные программы. Но каждый город, каждая школа и даже каждый учитель могут отходить от этих программ и давать материал детям так, как они считают нужным.

Мы доверяем нашим учителям. Вообще учитель в Финляндии – очень высокооплачиваемая и уважаемая профессия. Поэтому если учитель считает, что именно этому классу лучше отойти от программы и подробнее обсудить ту или иную тему, государство ему не препятствует.

Еще одно важное отличие финской системы образования от других стран. Во всем мире страны гордятся своими лучшими гимназиями и лицеями, и много усилий направляется на то, чтобы создавать такие «Лучшие школы». У нас подход другой: в Финляндии все школы хорошие. Неважно, где учится ребенок – в Хельсинки или в маленьком поселке за полярным кругом, качество образования должно быть одинаково высоким.


Европульс благодарит за помощь в организации интервью международную конференцию по новым образовательным технологиям EdCrunch.


Читайте также:

Детские сады в Финляндии: как это устроено



logo