Еврокампус

Цифровизация школ в Эстонии: как это устроено

Пандемия коронавируса показала, насколько необходимы цифровые форматы в самых разных сферах – от доставки еды до удаленного офиса. Школы тоже не отставали – благодаря онлайн-урокам в разных уголках мира дети и учителя смогли хоть как-то учиться и учить. И хотя к качеству учебы на «удаленке» много вопросов, уже становится понятно, что без цифровизации школам не обойтись.


В эстонских школах цифровые технологии появились 20 лет назад, так что к началу локдаунов многие учителя уже освоились с такими форматами как онлайн-уроки и шагнули дальше. О том, как и почему эстонские школы внедряют цифровые технологии (а также какие существуют альтернативы «говорящей голове» в Zoom), «Европульсу» рассказала педагог и образовательный технолог Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии, лауреат премии правительства Эстонии «Учитель года» Людмила Рождественская.

Евросоюз впервые принял общий план развития цифровых технологий в образовании в 2018 году. В этом году появился новый план – до 2027 года. В его цели входит развитие цифровых компетенций как у учеников, так и учителей, знакомство в школах с искусственным интеллектом и поощрение девочек и женщин, которые хотят овладеть цифровыми технологиями.

Например, математика…

— Раньше математика сводилась к обучению вычислительным компетенциям. Оценка ставилась за правильный ответ: если в арифметике ошибка – значит, задание выполнено неправильно. Когда в распоряжении ученика были только бумага и ручка, это естественно, — рассказывает Людмила. – Сейчас же благодаря более сложной цифровой среде мы можем проверять не только навыки вычисления, но и навыки моделирования и интерпретации.

Среди таких подходов – задачки на программирование объектов по заданным математическим функциям, а в рамках других предметов (например, информатики) – их анимация.

Иногда, чтобы собрать материал для таких заданий, ученикам предлагают найти определенные объекты на территории школы – например, геометрические фигуры. Сначала их нужно сфотографировать, а затем в классе описать и выполнить с ними разные задания. Это развивает творческое мышление и показывает связь между школьным предметом и реальной жизнью.

… и другие предметы

Похожие трансформации происходят и с другими предметами в гимназии.

— Уроки истории у нас проходят в компьютерном классе – оба учителя на «ты» с технологиями и активно пользуются инфографиками, ссылками, работают онлайн с документами во время занятий, — поясняет Людмила. – В кабинете русского языка и литературы стоит тележка с планшетами. Сдать эссе на компьютере – это норма. При этом никакие функции на планшетах не отключаются. Автопроверка? Пожалуйста! Умение использовать цифровые инструменты для создания текстов – это одна из современных компетенций.

Такие же правила и на уроках других языков. Ученики Кесклиннаской гимназии изучают 4 языка: эстонский, русский, английский и язык по выбору (немецкий, французский, испанский, финский или китайский). Часть предметов им преподают на эстонском, часть – на русском.

В таких мультиязычных условиях онлайн-словарь и небольшая автокоррекция текста не повредит.

Как заменить офлайн онлайном в школе

С появлением цифры в образовании заметно изменился подход к оценке знаний и умений ученика. Вместо орфографической грамотности проверять стали функциональную – то есть умение школьника взаимодействовать со внешней средой; вместо знания фактов ценится умение найти нужную информацию.

Чтобы развить эти навыки, нужны задания принципиально нового типа.

— Пандемия показала, что в дистанте невозможно воспроизвести то, что учителя делают в офлайне. Многие учителя, в том числе нашей школы, стремились жестко контролировать учеников – отсюда засилье видеоуроков.

Но чтобы работать с новыми технологиями, нужны новые подходы, главный из которых – предоставить ученику больше свободы. Например, давать старшеклассникам задания на неделю вперед, а когда их делать – ученики решают сами. Конечно, не у всех школьников есть навык самостоятельно учиться, и пока это главный риск дистанционного образования. Но обеспечить такую же вовлеченность, как в привычном классе, через Zoom невозможно.

Вовлекать детей в обучение можно с помощью проектов и заданий, которые специально разрабатываются для дистанционного формата. Например, в Кесклиннаской гимназии уже 9 лет проводятся дни дистанционного обучения. Учителя заранее готовят задания-квесты, объединенные общей сюжетной линией (например, по мотивам «Робинзона Крузо»).

Задачки в квестах приближены к реальной ситуации (например: как вырастить урожай на необитаемом острове?). Для их решения понадобятся знания по разнообразным школьным предметам (математике и генетике). Задания адаптируются для школьников из разных классов.

«Правительство Эстонии не разрабатывало для школ единых требований и стандартов»

Первые ласточки цифровизации появились в эстонских школах около 20 лет назад. Сначала в образовательный процесс пришел электронный дневник. Задания, оценки и замечания стали доступны всем – и ученикам, и учителям, и родителям. Параллельно появлялись фонды, оснащающие школы компьютерами и доступом в интернет, а в университетах создавались рабочие группы по цифровизации, объединявшие исследователей и школьных учителей.

— Единых требований и стандартов по цифровизации школ правительство не разрабатывало. Многое отдавалось на откуп самим школам и рабочим группам в составе вузов. Даже электронных дневников было несколько – школа могла сама выбрать, какому именно отдать предпочтение, — вспоминает Людмила.

Правительство не вмешивалось в мелочи и дало только общую установку – расширить использование информационных технологий и социальных сетей в преподавании всех школьных предметов.

В это период в Эстонии активно использовали иностранные методики и инструменты цифровизации. Одна из важных заслуг эстонских учителей, считает Людмила, – это перевод на русский язык британских и американских пособий и программ.

Благодаря в том числе этой работе возникло сообщество учителей математики и информатики SIGNUM. Это группа в Facebook, где учителя обсуждают разные подходы к преподаванию своего предмета в условиях цифровой реальности.

Один из первых инструментов, позволивших эстонским школам понять общую картину в стране, стал сервис Digipeegel («Цифровое зеркало»). Это система оценки эстонских школ с точки зрения использования цифровых технологий в учебном процессе.

— У нас в школе повторяется смешной казус. Дело в том, что один из параметров оценки – это анкетирование учеников, где они должны вспомнить, как часто и какие онлайн-сервисы используются в процессе обучения. Но наши дети настолько привыкли к работе в цифровой среде – например, в Google-документах, что они их практически никогда не упоминают. Для них это норма.

Чуть позже в Евросоюзе появился аналогичный сервис SELFIE.

Помимо онлайн-инструмента это тоже платформа для горизонтальных связей. Учителя, а также чиновники в сфере образования и преподаватели вузов встречаются для обмена опытом.

Цифровые компетенции для учителей

Сегодня цифровые технологии «приходят» в эстонские школы уже с особыми специалистами – образовательными технологами. С недавнего времени в магистратурах педагогических вузах Эстонии уже можно получить такую профессию, хотя еще недавно эти навыки осваивали самостоятельно учителя-энтузиасты.

— Лет десять назад в Эстонии стало развиваться сообщество образовательных технологов. Это продвинутые учителя, которые хотят привнести в свою работу и работу всей школы новые удобные инструменты. Преподавать они могут любой предмет.

Образовательный технолог работает в первую очередь со своими коллегами-учителями. За время существования этой профессии подходы сильно изменились.

— Сначала были популярны курсы. Собирали по 20-30 преподавателей из одного коллектива и рассказывали им о какой-то одной теме или инструменте: о блогах, например, например – зачем учителю вести свой блог, или сервисах Google. Реагировали на них очень по-разному. Многие сопротивлялись и говорили, что никогда в жизни не будут этим пользоваться. Но проходило время (год-полтора), и учителя приходили к тому, что без этих инструментов работать все сложнее.

В 2010-х годах такие просветительские курсы уступили место более адресным консультациям.

— В подготовку наших дистантных проектов бывают вовлечены все учителя гимназии. Сначала мы готовим задания, потом надо помогать ученикам, если у них возникают вопросы.

Конечно, разом перепрыгнуть из одной парадигмы в другую невозможно, да и традиционные навыки вроде умения структурировано излагать свои мысли в форме эссе в жизни пригодятся. И сочетание этих подходов – отдельный вызов.


«Европульс» благодарит Московский международный салон образования ММСО за помощь в организации интервью.