19.06.2009

Дух свободы датских школ

Из истории мы знаем, что демократия может принимать самые разные формы. Но вот датчанин Якоб Ерле, президент ассоциации всемирного образования, утверждает, что в школах Дании царит самая настоящая демократия. Он приехал в Москву по приглашению Еврокомиссии, чтобы в рамках программы EuroReadings 4-го Московского международного открытого книжного фестиваля, рассказать о демократии в школах Дании.

Путь к ней был долог и тернист, но сегодня ученик, который окончил девять классов средней школы, может спокойно начать самостоятельную жизнь. 17% всех выпускников так и делают, считая, что дальнейшее образование им не к чему. Якоб Ерле называет это серьезной проблемой, но при этом говорит: «Дети после школы очень хорошо подготовлены к жизни, не испытывают трудностей в дальнейшем». Они могут пойти работать, могут переселиться в интернат, чтобы научиться жить без родителей, могут пойти в гимназию, проучиться там три года, а потом зачислиться в университет, или пойти в десятый класс, где им расскажут, какие возможности у них есть. И это все демократия.

Ходить в школу в Дании не обязательно, но учиться должны все. Можно не делать домашние задания, если они скучные, но знать материал необходимо. У школьного образования в Дании есть цели, которые прописаны в законе. Самая интересная такая: «Школа должна задавать программу, в рамках которой ученики будут развивать уверенность в собственных силах, что позволит им иметь собственное мнение». Якоб говорит, что датская демократия, это демократия сверху, которая создает рамки для реализации демократии снизу.

Сегодня средняя школа в Дании называется народной школой, как это было и сто пятьдесят лет назад. В 1864 году в стране появилась первая школа. Учебные заведения начали возникать во многих регионах государства. Причем создавало их не правительство, а крестьяне. Так случилось, потому что страна тяжело переживала поражение в войне с Пруссией – 40% датских территорий отошли победителю. Это пробудило скрытые силы народа, общественное сознание. Тогда школы гордо называли «школами для жизни». Они готовили детей к адаптации в большом и сложном мире, учили, как лучше организовать собственную жизнь. Это оказало существенное влияние не только на формирование системы образования в стране, но и на национальный характер. «Датчане с одной стороны хорошо умеют организовывать самих себя и пространство вокруг, а с другой, также умело импровизируют», — делится наблюдением Якоб Ерле.

Если вы войдете в класс, то увидите, что все дети сидят за круглым столом и вместе работают над решением задачи. Смысл в том, что каждый ученик видит всех остальных. Это дает простор для коммуникации между ними. Они могут болтать, отвлекаться, смеяться, что конечно, мешает учителю. Но он здесь не для того, чтобы читать длинные лекции или следить за дисциплиной. А для того, чтобы консультировать и советовать как решить задачу. Если советы не помогают, то ученики могут сорваться в библиотеку или интернет-класс, чтобы быстрее найти ответ или сообразить как решается сложный пример. Часто на уроках возникают споры о ценностях. Если в мире, городе, соседнем дворе случилось что-то очень важное, то эти вопросы тоже будут на повестке дня в датской школе. И это тоже демократия.

— Моя дочь ходила в обуви по столам во время урока. Это было, когда она училась в седьмом классе. Конечно, меня вызвали в школу на разговор. Мы спросили ее, зачем она это делала. Мы всегда спрашиваем в таких случаях. Многие говорят, что на уроке было скучно. Мы стараемся объяснить, что этот поступок, по сути, совсем не умный. Мы не наказываем. Вопрос «почему?» уже расценивается нами как наказание. И верите ли, часто именно он вызывает у детей сильную рефлексию. Такие конфликты обычно кончаются миром, но бывает, что приходиться менять класс или школу. – Улыбается Ерле.

«Датчане с удовольствием подчиняются правилам, если они их понимают. Если им не объясняют сути, то они поступают так, как считают нужным», — замечает Якоб. И это тоже демократия. Потому что демократия не отменяет правил. По словам Якоба Ерле дети могут придумывать свои правила и законы в школе, но в итоге оказывается, что они совпадают с теми, что уже были придуманы родителями и учителями.

Гордостью датских школ считается свободный выбор учебных планов и методов работы. Учителя умеют делать так, чтобы приспособить одного ученика к группе, но при этом и группу к нему. В этой стране есть закон о свободных школах, которые могут иметь свои политические, религиозные взгляды, методы преподавания. Такие учебные заведения государство материально поддерживает.

Но кто оно государство в Дании? Это все, кто живет в этой стране и платит налоги. Даже по европейским меркам они очень высокие – 47% подоходный налог. Но за счет этих денег для всех бесплатное образование, медицина и социальное обеспечение. Правые уже предлагали сократить налог, но люди отказались. Им нравится такая система. И они чувствуют себя частью.

Читай вместе с Швецией: какие книги выбирают в школах Стокгольма

logo