3.06.2010

Если спорить профессионально, то только по-немецки!

Каждой весной Гёте-Институт в Москве становится местом встречи российских школьников, для которых немецкий язык за время обучения стал уже практически родным. И это не единственное, что их объединяет: все они являются участниками международного конкурса дебатов «Jugend debattiert international». Финальная встреча конкурсантов состоялась 22 мая. И победители похали спорить в Европу! «Европульс» узнал, каково это – вести дебаты по-немецки.

Проект «Jugend Debattiert International» в Германии является масштабным событием в сфере образования. Он возник в ФРГ и постепенно распространился по Европе: проект реализуется также в Латвии, Литве, Украине, Эстонии, Чехии, Польше. Вот теперь он и в России. Участниками международных дебатов могут стать ученики старших классов, для которых основным иностранным языком обучения является немецкий. Для дебатов им предлагаются актуальные общественные или политические темы. Задача заключается в том, чтобы противостоять друг другу могли две стороны, занимающие в дискуссии противоположные позиции. Таким образом, конкурс нацелен на развитие коммуникативных способностей молодых людей: отстаивать и выражать свое мнение, приводить весомые аргументы, быть убедительным в общении, объективно оценивать положительные и отрицательные стороны вопроса. Обсуждение насущных проблем формирует у каждого участника собственное мнение в отношении современных проблем.

В России история этого конкурса началась в 2007 году. Тогда в международных дебатах приняли участие ученики 6 московских школ. В 2010 году за выход в российский финал дебатов боролись не только москвичи, но и старшеклассники из Санкт-Петербурга.

Разговор по правилам

Каждый тур конкурса дебатов строится по особым правилам. Разговор о проблеме ведут всего четыре человека, причем два из них высказываются против изменения существующих порядков и принятия каких-либо мер, а двое других, наоборот, пытаются доказать необходимость перемен. Кроме того, дебаты делятся на три части: начальный круг («Eroffnungsrunde»), свободная дискуссия («Freie Aussprache») и завершающий круг («Schlussrunde»). В ходе начального круга каждый участник обязан привести основные аргументы в подтверждение своей позиции, при этом необходимо уложиться в 2 минуты. Право говорить также дается в строгом порядке, противоположные стороны высказываются по очереди. На свободную дискуссию отводится ровно двенадцать минут, за это время дебатирующие могут отстаивать свою позицию без ограничений, стараясь убедить оппонентов. Завершающий круг подводит итог проведенным дебатам, каждому участнику необходимо разъяснить: остался ли он при своем мнении или поменял свою позицию.

Выступление участника конкурса дебатов оценивается членами жюри. В первую очередь, учитывается знание темы и способность выразить свои позицию в ходе разговора. Речь не должна быть однообразной и сухой. Умение слушать своих собеседников и давать им высказываться также значит очень много. Особое внимание уделяется убедительности аргументов и доказательств, которые должны подкреплять позицию.

Кто переспорит – тот и прав!

Самые достойные участники российского этапа международных дебатов были определены в полуфинале, участие в котором принимали 8 молодых людей из Москвы и Санкт-Петербурга. Для того, чтобы продолжить соревнование, дебатирующим нужно было ответить на вопросы: «Нужно ли ввести в России 12-й год обучения в школе?» и «Необходимо ли запретить курение в общественных местах?» По итогам полуфинала старшеклассники из Санкт-Петербурга проявили себя не так удачно, как уже более опытные москвичи, и не смогли пройти в финальный тур российского этапа. Перед финалистами стояла непростая задача, ответить на более спорный и неоднозначный вопрос: «Стоит ли обучать детей с ограниченными возможностями в школах с обычными детьми?» Но каждому из них было за что побороться: занявшие первое и второе места получают возможность поехать в Берлин на международный финал «Jugend debattiert international». О пережитых сложностях и прошедшей подготовке к дебатам рассказал Степан Нестеренко, один из финалистов: «За 3 дня до финала началась интенсивная подготовка, в которой участвовали все полуфиналисты. Мы целый день до вечера готовились с небольшими перерывами, так что после этого все оставшееся время разговоры между нами шли исключительно на немецком». Однако, по словам Степана, совместная подготовка будущих соперников никак не накаляла обстановку: «Отношения складывались хорошо, без вражды. Единственное, что было заметно, — это преимущество москвичей над петербуржцами во владении немецким языком. Но это никак не влияло на общение». Впечатления от финала конкурса тоже оказались положительными: «Перед дебатами я совершенно не волновался, хоть соперники были достойные. Участие в конкурсе очень полезно, это действительно помогает в познании языка, это необычно; и в то же время участнику интересно становится тогда, когда приходится представлять и отстаивать не свое личное мнение, не свою собственную позицию. Это же игра!»

Европейский финал

Участникам от каждой страны, занявшим первые и вторые места в национальных конкурсах, предоставляется уникальная возможность посетить одну из столиц-участниц проекта, чтобы побывать на европейском финале «Jugend debattiert international». В 2010 году местом проведения финала стала Прага. Россию представлял Михаил Дубов: «Конкурсу в столице Чехии предшествовал очень напряженный тренинг, который многому научил и без того опытных победителей из стран Восточной Европы. Сам же конкурс проходил в 3 дня. Первый день был квалификационным, остальные были посвящены полуфиналу и финалу».

По своей сложности пражский «Jugend debattiert» ни в чем не уступил предыдущим испытаниям для дебатирующих. «В этот раз нам пришлось готовить 4 темы для дискуссий, которые оказались гораздо сложнее, чем темы московского финала, так как были более политизированными. Например, вопрос о необходимости сделать участие в выборах обязанностью каждого гражданина или предложение ввести в Европе день памяти жертв авторитарных и тоталитарных режимов», — рассказывает Михаил. Одной из самых приятных сторон поездки в Чехию была, конечно же, сама Прага: «Наибольшее впечатление на меня произвел сам город, это гостеприимная европейская столица, которую мы за 3 дня исходили вдоль и поперек. К тому же, было здорово увидеть, что в Чехии в конце февраля уже наступила настоящая весна, а ведь в то время в Москве еще лежал снег». И все же наибольшее удовольствие российскому победителю доставило не само участие в конкурсе: «Что оказалось гораздо более увлекательным, так это неформальное общение между нами, участниками дебатов из разных стран. Мы сравнивали жизнь в разных уголках Европы, обсуждали такие волнующие нас вопросы, как исторические отношения между нашими странами, и все это на немецком языке! Подводя итог, могу сказать, что и московские, и пражские дебаты помогли мне получить бесценный опыт».

В Праге россиянин Михаил Дубов не занял призового места. В этот раз лавры победителя достались другому отъявленному спорщику — Максимилиану Беренсу из Германии.

Узнать больше о международном конкурсе дебатов

logo