6.10.2010

Европейское образование — из студента в предприниматели? Легко!

В чем принципиальное различие российского и европейского образования? В России учат работать, а в Европе учат работать в команде. «Европульс» стал свидетелем того, как студенты европейского университета, а с ними и россиянка Юлия Казакулова из Саратова, разрабатывают уникальную бизнес-идею, оставляя в стороне национальные различия.

«Европульс» постоянно рассказывает о европейских стипендиальных программах и об опыте обучения российских студентов в странах Европейского Союза  в разделе Европа.edu. В этот раз мы публикуем рассказ Юлии Казакуловой от первого лица.

Пространство для общения

Следует помнить, что человек – существо социальное. А общению с другими людьми тоже нужно учиться. Как и где этому учиться, если вся российская система образования построена только на индивидуальных заданиях?

Магистерскую степень я получаю в небольшом шведском вузе, название которого не присутствует в рейтинге самых известных или самых влиятельных. Но условия, которые этот университет предоставляет своим студентам, значительно лучше тех, что остались в моей памяти после российского бакалавриата. Разница начинается с порога.

Здесь очень много открытых пространств, широких коридоров, мягкой и офисной мебели в свободном доступе. По всему комплексу университета ловит Wi-Fi. Через каждые несколько метров – сетевые и электрические розетки для ноутбуков. Несколько этажей отдано под комнаты для студенческих встреч и подготовки к занятиям – с мебелью и оргтехникой. Университет открыт 24 часа в сутки, 7 дней в неделю – можно спокойно учиться в любое время и не бояться злобных вахтерш. На каждом этаже есть своя небольшая кухня для студентов – на случай, если обед захочется принести с собой.

Индивидуальных заданий практически нет! Все курсовые проекты, эссе, обзоры литературы делаются сообща с другими студентами, группами по 4-5 человек.

На одних курсах группы формируются преподавателями, на других – команды надо создавать самим. Работать в команде, разделять обязанности очень сложно, когда привык все всегда делать сам. Но одна голова – хорошо, а две – лучше! Один человек всегда может упустить какой-то аспект. При групповой работе гораздо легче охватить весь массив работы.

Ты+Я = Команда

Мы подобрали друг друга совершенно случайно и не устаем этому радоваться. У китаянки Мусии безупречный английский и отличные навыки маркетинговых исследований — сказывается степень бакалавра в Нидерландах. Китаянка Шаша может в Интернете за минуту найти что угодно и в какой угодно стране, будь то коксообрабатывающий завод, контакты секретаря министра или расчет стоимости материалов для будущей продукции. Палестинец Калид – инженер-робототехник. Посмотреть на сделанные ими чертежи, графические изображения и презентации в Power Point приходит весь наш курс. Я из России, и я занимаюсь финансовой стороной проектов. Моя подруга Антония из Болгарии оформляет отчеты, делает анализ и критически смотрит на результаты.

Наше нынешнее задание — разработать бизнес-план на произвольную тему. Раньше мне приходилось делать что-то подобное во время учебы в российском университете, но здесь теория удивительно быстро становится практикой.

Пять человек, пять разных идей — от сервиса до технологии. Все — не фундаментальное, вполне себе прикладное, «на коленке».

Взвесить «за» и «против»

Один проект мы отмели сразу, хотя проект важный и мудрый, и он мне очень нравился. Речь шла о браслетах для пожилых людей с датчиками измерения пульса и прочих параметров, которые в случае потери сознания передают сведения о месторасположении хозяина в службы спасения. Технически в этом деле нужно решить слишком много задач и вопросов — сам датчик, его параметры. И продумать — а если он оторвется, потеряется; а если просто соприкосновение с кожей пропадет? А каким образом сигнал передавать? Wi-Fi и прочие беспроводные сети для больших расстояний пока не годятся. Можно задуматься о сотовой связи, но что это значит — телефон всегда на поясе носить, что ли?

В общем, не получалось. Наш инженер-палестинец был вообще критически настроен к этой идее. Тогда взялись за булочную. Застопорились. Какую проблему решает проект? Да никакой. Затем взялись за маленькие зонтики – такие, чтоб размером с мобильный телефон. Через пару дней догадались погуглить. Японцы изобрели. В двух вариантах. Китайцы тоже не подкачали. Кто-то из европейцев догадался. Итого минимум четыре предмета по теме уже созданы. Мы плакали…

Правильно распределить задачи

Проблема в том, что на этой планете практически все повседневно-полезное уже изобретено. Большинство новых вещей на рынке — копии или модификации старых. В итоге мы все-таки придумали новый продукт для рынка. Какой – это наш общий секрет, и я не могу выдавать его. Он очень простой, но полезный. Калид нарисовал чертежи, Шаша посчитала объем и материалы, Мусия нашла в Китае поставщиков, завод-производитель и перевозчика грузов на место продажи, Антония изучила рынок и целевую аудиторию, а я посчитала объем инвестиций и прибыль на 3 года вперед.

Впервые в жизни мы занимались учебой не потому, что нужно, а потому, что получали удовольствие. Мы смеялись, когда обсуждали будущее детали проекта, мы засиживались в библиотеке до полуночи, вместе ужинали, плясали под песни русской певицы Пелагеи и в окно высматривали своих потенциальных покупателей.

Здесь удивительная атмосфера сотрудничества. Люди помогают не потому, что должны, а потому, что им это нравится. На консультации преподаватель выслушивает наши сбивчивые мысли, улыбается и дает два номера телефона: профессора по графическому дизайну и сотрудника патентного бюро. Профессор внимательно смотрит на рисунки, слушает нас и говорит: «А я бы купил! Приходите, когда созреете делать прототип». В патентном бюро рассказывают про процедуры, порядки и стоимость. На руках уже вся возможная информация. И мы, наконец, почувствовали, что воплотить в реальность учебный проект совсем просто – здесь для этого все условия. Обширная библиотека с теоретическим материалом, консультанты из университета, наши «бизнес-ангелы». Здесь мечту действительно можно сделать реальностью – было бы желание.

Вот сейчас у нас есть название, логотип, бизнес-план и мысли об еще как минимум трех продуктах. Через неделю будет встреча с инвесторами. А после – как пойдет! Да вы еще о нас услышите!

logo