9.11.2018

Индивидуальное образование для школьников: как это устроено в Швеции

Как школьное образование может учитывать интересы каждого ученика и что дает индивидуальный план учебы, «Европульсу» рассказал президент сети школ Kunskapsskolan в Швеции Фредрик Линдгрен.

«Европульс» продолжает серию публикаций о школьном образовании в странах Европы (о том, как устроена младшая и средняя школа в Испании, мы писали здесь, о финском школьном образовании и его будущем — здесь, а о том, как учатся в берлинской школе, — здесь).

Создатель сети школ Kunskapsskolan Пейе Эмильсон никогда не любил ходить в школу, и он не одинок.

—  В Швеции регулярно проводят опросы среди выпускников школ – их спрашивают, каково им было учиться, — рассказывает Фредрик Линдгрен. – Из года в год 30% говорят, что занятия были для них слишком сложными, и еще 30% признаются, что им было скучно, потому что материал был слишком легким. А это значит, что больше половины учеников не получают от школы того, что им нужно.

В основе Kunskapsskolan лежит программа KED. Ее главное отличие от обычной школы в том, что у каждого ученика есть учитель-наставник. Каждую неделю выделяется специальное время, когда ученик встречается с наставником, они обсуждают успехи за неделю и корректируют «образовательную траекторию» ребенка.

— Мы считаем, что каждый ученик должен занимать активную позицию в своем образовательном путешествии, хотя важно не давать ребенку слишком много ответственности сразу, — поясняет Линдгрен.

Постепенно ученикам дается все больше свободы: они могут не только не соглашаться с наставником, но и предлагать предметы, которые им было бы интересно взять. Расписание занятий на неделю тоже со временем все больше составляют сами ученики, а не наставники.

— Чем отличаются наши выпускники – так это умением планировать и достигать поставленных целей. Я думаю, это самое важное умение в жизни, — говорит Фредрик Линдгрен. — Университеты уже знают нас и отмечают, что наши выпускники гораздо лучше приспособлены к самостоятельной работе. В начале обучения они, может быть, не выделяются особыми знаниями, но ближе к первой сессии становится понятно, что новый материал они усваивают лучше, чем студенты в среднем. Все благодаря тому, что они уже умеют организовывать свою работу.

Индивидуальная образовательная стратегия

Несмотря на то, что Kunskapsskolan – сеть частных школ, обучение в них бесплатно для граждан Швеции. Вместо родителей за учебу платит государство через систему ваучеров.

В Швеции есть 36 школ Kunskapsskolan – в основном это средние школы, где учатся дети с 10 до 16 лет (4 – 9 классы). Но некоторые школы Kunskapsskolan включают в себя гимназии, где учатся подростки 17-19 лет (10 – 12 классы). Чтобы поступить в университет в Швеции, необходимо закончить 12 классов.
В мире сейчас работает около 100 школ, которые применяют программу KED, разработанную в Kunskapsskolan. Эти школы находятся в Дании, Нидерландах, Великобритании, Индии, США и Саудовской Аравии. Первая школа Kunskapsskolan появилась в Швеции в 2000 году.

Обучение начинается с того, что будущий ученик и его родители встречаются с учителем и обсуждают, чем ребенок хочет заниматься в будущем и какие у него есть наклонности.

Исходя из планов на жизнь ребенка и родителей (но в первую очередь ребенка) учитель составляет индивидуальную образовательную стратегию. К примеру, ученик хочет стать инженером – для этого ему надо сдать экзамены по математике и физике, причем набрать необходимый минимум баллов. Определив подобные цели и оценив уровень знаний, учитель предлагает «оперативный план действий» – список нужных предметов на ближайший год и индивидуальное расписание занятий. Такая консультация обычно длится полтора часа.

Потом встречи ученика с наставником становятся регулярными. Раз в неделю каждый ученик встречается со своим наставником, чтобы обсудить свои успехи и планы на ближайшее время. В зависимости от этого составляется расписание на неделю. Количество положенных школьнику по шведским нормам учебных часов распределяется по дням и предметам. Полной свободы нет — шведский язык или математика нужны всем, потому что они входят в выпускные экзамены. Но глубина их изучения тоже может быть разной.

Помимо ближайших планов на встречах с наставником обсуждаются и более глобальные вопросы.

— Не каждый ребенок в 10 лет может точно выбрать будущую профессию или даже направление подготовки. Пока человек учится, его интересы меняются – это естественно. Тогда наставник может посоветовать, как скорректировать образовательную траекторию ученика и как лучше всего ему применить уже полученные знания для достижения новых целей. Когда ребенок может посоветоваться насчет своей реализации со взрослым (причем не своим родителем), он часто раскрывается совершенно иначе.

Лекции и воркшопы в школе

Когда у каждого ученика есть свое расписание, оказывается, что традиционные занятия в классах не нужны. Поэтому в Kunskapsskolan вместо обычных школьных уроков проходят занятия двух типов – лекции и воркшопы, почти как в университетах.

— Время учителя – это очень ценный ресурс. Поэтому если учитель должен рассказать один и тот же материал 90 ученикам, нет смысла заставлять его делать это 3 раза подряд – лучше собрать этих 90 человек в одном месте и прочитать лекцию один раз.

Причем одну лекцию могут слушать ученики разного возраста.

По словам Фредрика Линдгрена, даже в таком большом «классе» особых проблем с дисциплиной практически не возникает.

— Конечно, дети есть дети, но целенаправленно урок никто не срывает. Дело в мотивации, ведь каждый ученик попадает на такую лекцию с определенной целью. На лекции учитель часто взаимодействует с учениками, а в конце дает им задания.

Практические занятия (математика, языки или выполнение проектов по любым предметам) проходят в формате воркшопов. В Kunskapsskolan нет разделения на домашние и классные проекты – ученикам просто дают задания и дедлайн, к которому его надо выполнить. Ученики собираются небольшими группами, чтобы позаниматься, например, математикой.

Учитель, который ведет воркшоп, помогает ученикам — при этом задания у каждого может быть свое. Сами ученики тоже помогают друг другу – это очень поощряется. В такой обстановке школьники могут уделить столько времени материалу, сколько потребуется. А еще они учатся правильно задавать вопросы и просить о помощи, если им что-то непонятно.

— Довольно быстро дети начинают здраво оценивать свои силы и то, сколько времени у них может занять то или иное задание. К примеру, ученик должен написать эссе по экологии, но для этого ему нужно больше времени, чем обычные 40-45 минут урока. Он может договориться со своим наставником, чтобы в его расписании на неделю появился сдвоенный воркшоп по экологии – так у него будет возможность полностью погрузиться в тему.

 

Гибкое образование – четкая система

Чтобы такая система работала, нужна очень четкая и понятная всем система контроля за каждым учеником. Что делать, если ученик не справляется с заданиями? Как поступать, если возникают конфликты между учениками или между учеником и учителем?

Первая инстанция — наставник ученика. К нему обращается и сам школьник, и преподаватели по предметам, если возникают проблемы. Если разрешить их не удается, стороны обращаются к родителям и директору школы. Если ребенок совсем не справляется с программой, можно скорректировать поставленные учеником цели.

В Kunskapsskolan, как и во всех шведских школах, есть шестибалльная система оценок. До 6-го класса шведские школьники вообще живут без оценок: так у детей меньше стресса и поводов для конкуренции. Но совсем отказаться от оценок шведы не спешат, ведь это часть «портфолио», которое нужно для поступления в некоторые университеты.

 

«Европульс» благодарит за помощь в организации интервью международный форум «Город образования».

logo