11.03.2019

Как сделать школу частью города и добавить в программу практики

Каждый город в чем-то уникален. Так почему бы не пригласить местный бизнес поделиться своим опытом со школьниками и дать им практические знания? Для этого британец Джим Хокинс придумал международную сеть школ, каждая из которых «вписана» в среду того города, где она находится.

Джим Хокинс — ректор и руководитель директоров школ международной сети Whittle School & Studios. Школьная программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет. Сейчас руководство сети ведет переговоры о создании 30 с лишним кампусов в разных городах мира. Первые два откроются в 2019 году в США и Китае, а первый кампус в Европе появится в Лондоне через 3 года.

— Что вы помните из своих школьных лет? — спрашивает Джим Хокинс. — Для меня самые яркие школьные воспоминания – это когда мы что-то делали на практике. Вот мы в Whittle School и решили сделать этот опыт главным в обучении и отвести один день в неделю для практических занятий.

Представьте себе такой день в школе. Утром школьники плывут на каноэ по городской реке или каналам и собирают пробы воды. Позже в лаборатории они определяют некоторые ее свойства – например, кислотность. Учитель рассказывает им, что такое pH и предлагает определить, в норме показатели из городской реки или нет. И отсюда уже вытекают экологические темы, которые можно проработать с местными НКО: почему качество воды в городе ухудшается? Как его улучшить?

Над этими вопросами дети смогут поработать в группах, а через неделю сделать и предложить свои решения в виде проектов. Подобные вылазки закладываются в учебную программу, а их описание вместе с собранными материалами и результатами выкладывается на портал школы.

Школа с местным колоритом

— Каждый город в чем-то уникален. Так почему бы не пригласить знающих людей поделиться своим опытом со школьниками? – поясняет  Джим. – В каждой из наших школ мы открываем «центр превосходства» (Center of Excellence), который станет местом сосредоточения городской жизни. В будние дни здесь будут заниматься наши ученики с представителями бизнеса и университетов, а в выходные – проводиться мастер-классы и лекции для всех желающих.

Перед тем, как открывать школу в городе, команда Джима проводит консультации и исследования, чтобы определить, какое экономическое направление лучше всего там преподавать.

— В случае некоторых городов вопросов о «специализации» практически не возникает. Например, в школе в Милане мы планируем открыть «центр превосходства» в области дизайна и моды. А в Лондоне выбираем между архитектурой или финансами: в Лондоне удивительным образом сочетается столько разных архитектурных стилей – от построек древних римлян до современного Сити; ну а благодаря Лондонской бирже город известен как одна из финансовых столиц мира.

Чтобы все-таки выбрать одно направление, создатели нового кампуса встречаются с представителями местных компаний и обсуждают с ними возможности взаимодействия.

— Это не так просто. Когда речь идет о школьниках, многие представители бизнеса пугаются, потому что они привыкли работать разве что со студентами. Но мы предлагаем вместе разработать программу курсов и помочь с формулированием заданий. Тут важно соблюсти баланс – чтобы задачи были интересны для детей и полезны для работодателей.

Процесс подготовки занимает несколько лет, так как руководство сети общается еще и с местными властями, и с представителями сообществ.

Не только бизнес

Новые школы должны не только обучать детей профессиональным навыкам в той области, которая хорошо развита в городе, но и в принципе будут помогать им понять город. «Центры превосходства» станут своеобразным переходным периодом между школой и настоящей жизнью.

— До Whittle School я работал директором двух школ в Лондоне. Для меня стало огромным открытием, насколько связь школы с местным сообществом взаимно обогащает их жизнь. Доверие между школой и местным сообществом достигается постепенно: например, вы вместе решаете какую-то насущную проблему, а потом это перерастает в создание совместного курса для школьников.

В одной из школ, где работал Джим, проблемой стала организация дорожного движения: школа хотела «отодвинуть» проезжую часть как можно дальше от здания и убрать расположенные рядом парковки.

— Нашу инициативу поддержали местные власти. И очень скоро у нас появились курсы по ПДД для школьников, где им рассказывали не только про безопасность на дорогах, но и вообще про транспорт.

А чтобы сводить воедино эти инициативы, в школах должны быть небольшие команды, которые круглый год работают именно над учебными программами.

— Обычно это происходит так: учителя собираются за несколько недель до начала учебного года и обсуждают новые идеи, большинство из которых отбрасывается сразу, потому что их сложно проработать за оставшееся до учебного года время. Когда я был директором школы, нам даже приходилось говорить учителям, чтобы они больше не приходили с новыми идеями. Это в корне неправильный подход. Мы же меняем смартфон на более новую модель – так почему с инновациями в сфере образования такого не происходит? Для этого нужна отдельная команда методистов, которые будут заниматься именно разработкой новых курсов и подходов.

Кампусов много, школа одна

— Несмотря на то, что у нас пока планируется больше 30 кампусов в разных городах, мы всегда подчеркиваем, что Whittle School – это одна школа, — говорит Джим. Ведь может случиться такое, что ученику из Лондона дизайн одежды интереснее, чем архитектура – тогда он сможет плотнее сотрудничать со школой в Милане.

Во-первых, разные кампусы будут объединены онлайн. Школы будут выкладывать свои курсы (причем обязательно дублировать их на английском), и ученик из любой школы будет иметь доступ к любому курсу.

— Мы делаем наработки наших методистов доступными всем учителям и ученикам школы, вне зависимости от того, в каком городе расположен их кампус, — поясняет Джим. –  Так что проект, придуманный, например, в Париже, смогут повторить школьники из Лондона.

Во-вторых, в рамках обучения можно (и даже желательно) побывать минимум на одной стажировке в иностранном кампусе и окунуться в практические проекты.

— Это старые добрые программы обмена. Но теперь ученики будут ходить в одну и ту же школу – это сократит время, которое нужно для адаптации, и снизит уровень стресса.

А что потом?

Одна из сложнейших задач – интегрировать систему такого обучения с «центром превосходства» и регулярными вылазками в город в национальную систему образования.

— Нашим ученикам в результате все равно придется сдавать национальные тесты и поступать в университеты. Но мы видим очень важную тенденцию: ведущие университеты стали больше внимания обращать на портфолио, а не только на результаты экзаменов. Это важное изменение, потому что портфолио показывает не только уровень подготовки ученика, но и его цели, способность ставить задачи и добиваться их.



«Европульс» благодарит за помощь в организации интервью международный форум «Город образования».

logo