12.10.2018

Как в Европе студенты изучают электронное правительство: личный опыт магистратуры Erasmus Mundus

Электронное правительство — сфера молодая, активно развивающаяся, которая явно останется с нами надолго. С начала 2010-х годов в европейских университетах стали появляться курсы и целые программы, посвященные электронному правительству, а в 2017 году открылся первый набор на программу магистратуры PIONEER в рамках Erasmus+, которая объединила в себе лучшие из этих курсов. Студентка программы Цагана Бадмаева рассказала «Европульсу» о том, как и чему учатся будущие специалисты в области «умного» государственного управления.

Мы учимся в разных странах

Электронным правительством я заинтересовалась «со стороны» управления, а не цифровых технологий. Я закончила бакалавриат Плехановского университета в Москве по направлению «Экономика», и уже к концу учебы поняла, что мне интересны информационные системы. Но чтобы работать в этой сфере, мне не хватало знаний и опыта.

Магистерская программа PIONEER в рамках Erasmus+ как раз посвящена информационным системам, правда, в новой для меня сфере электронного правительства. Раньше я была тут только пользователем.

Я решила попробовать, ведь «оцифровка» работы государственных органов – это тренд, который будет с нами еще долго.

Первый семестр мы провели в Католическом университете Левена в Бельгии, там нам дали академическую базу: теория государственного управления, история электронного правительства и так далее. Было интересно, но времени, чтобы во всем разобраться, не хватило.

Второй семестр прошел в университете Мюнстера в Германии. Этот семестр был в основном про техническую сторону вопроса, а параллельно нам читали такие курсы, как «Архитектура предприятия» или «Взаимодействие человека и технологий».

Там я прошла стажировку в Европейском исследовательском центре электронного правительства ERCIS.

Это часть нашего факультета, и там постоянно есть возможности для студенческих стажировок. Я помогала проводить исследования новых технологий, которые можно использовать в системе государственного управления.

Сейчас я начала третий семестр в Таллинском техническом университете. Ближайшие полгода будут посвящены тому, как «умные» технологии внедряются на практике.

Наверное, Эстония – лучшая страна, где можно посмотреть, как работают эти механизмы и где у них есть узкие места.

Страна небольшая, и опробовать инновации здесь довольно легко. Эстонию даже называют инновационной лабораторией Европы.

Последний, четвертый, семестр будет посвящен дипломной работе. Мы можем сами выбрать, в каком из трех университетов хотим провести исследование.

На фото: первый набор на магистерскую программу PIONEER

Мы с первого курса работаем в своем групповом проекте

У нашей программы есть одно большое преимущество по сравнению с другими магистерскими программами Erasmus+. Обычно каждый раз, когда ты по программе переезжаешь в другой университет, все приходится начинать сначала: вникать в систему оценок, разбираться с совершенно новыми предметами (а те, что ты сдал в прошлом семестре, могут и забываться). А наша программа держится на стержне – так называемом исследовательском семинаре.

По сути, это наше совместное исследование, которое мы проводим все два года обучения.

Все это время группа студентов занимается одной и той же темой, и для продвижения в ней мы используем те знания, которые получаем в каждом университете программы.

Наверное, это самая сложная часть нашего обучения. Каждый семестр группа пишет совместную научную работу на 50-60 страниц с обзором литературы и по возможности с практической частью. Мы минимум по два раза за семестр делаем презентации и рассказываем о своих успехах. Для меня это трудно еще и потому, что на всю команду — общая статья и общая презентация, а значит, надо договариваться и много обсуждать материал еще на этапе подготовки. Учитывая, что у всех нас разный опыт, это сложно. Например, в одной группе со мной (у меня за плечами только бакалавриат и пара стажировок) есть студентка из Индонезии, которая 10 лет проработала в сфере госуправления – конечно, у нас разный уровень.

Всего на курсе 4 группы по 4 человека в каждой (так как мы первый набор программы, нас всего 16). В первом же семестре нам предложили 4 темы, связанные с электронным правительством, и с тех пор каждая группа исследует свою тему.

Я выбрала «Электронную медицину» — мне кажется, это самая актуальная тема для России, которая будет очень бурно развиваться в будущем.

Сюда входят не только электронные очереди в поликлиниках, но и проекты, связанные непосредственно со здоровьем человека. Например, в университете города Тарту есть Центр исследования генома, который с 2000 года собирает генофонд Эстонии, чтобы изучать, к каким заболеваниям у эстонцев есть склонности и как их лучше лечить. Мы уже договорились, что пойдем в этот центр на экскурсию и включим его в исследование: возьмем несколько интервью у ученых и поработаем с их данными.

Вообще в Европе все очень открыты для сотрудничества. На все наши письма обязательно отвечают несмотря на то, что мы только студенты, и дают интервью. В каждой стране у нашей программы есть супервайзер из местных органов власти, к которому мы можем обращаться с вопросами (ведь наша задача – изучить местный опыт в первую очередь).

В Эстонии мы уже успели побывать в министерстве социальных дел, до этого в Мюнстере и Левене сотрудничали с местными властями и исследовательскими группами.

У других групп свои темы исследований. Это «Умные города» — фактически все «умные» решения, с которыми сталкиваются горожане, от «умных» светофоров на дорогах до онлайн-услуг для жителей. «Электронная демократия» — это исследование возможностей онлайн-голосования и обеспечения безопасности подобных процедур (мне кажется, в России это еще не скоро появится). А «Умные системы реагирования на чрезвычайные ситуации» — самые разнообразные сигнализации, возможности поиска пропавших людей и так далее.

Каждый из моих однокурсников нашел направление по душе.

На фото: Цагана Бадмаева и ее коллеги по группе «Электронная медицина»

Мы изучаем все возможности электронного правительства

В основном люди думают, что электронное правительство – это только те услуги, которые доступны на сайтах госучреждений. Но это только верхушка айсберга, и та не всегда правильно трактуется.

Например, в России есть сервис «Мои документы», которым все очень гордятся. Это служба одного окна – можно записаться онлайн и решить практически все бюрократические вопросы в одном месте.  Безусловно, это важно и удобно с точки зрения потребителя, но с точки зрения теории электронного правительства – это только одна (и не самая высокая) ступень развития.

В идеале потребитель должен получать все необходимые государственные услуги не выходя из дома, а за подлинность документов будут отвечать системы цифровой безопасности.

А есть еще огромный пласт работы внутри самих госструктур или между государством и бизнесом – и это самое сложное. Чтобы выстроить эффективную систему электронного правительства, нужно алгоритмизировать всю работу, которую сейчас выполняют живые люди, а это миллионы операций. Так что работы в этой сфере еще очень много.

Мы сравниваем опыт своей страны с той, где учимся в этом семестре

На учебе мы постоянно сравниваем опыт нашей родной страны с той страной, где мы находимся. Могу сказать, что в целом в России очень хорошие позиции.

По сравнению с Германией в России гораздо больше сделано в сфере электронного правительства, хотя уровень жизнь в Германии выше. Главный камень преткновения у них – децентрализованность: каждая земля живет как будто сама по себе, поэтому связать их в одну систему, да еще и оцифровать пока не получается.

В Эстонии эта сфера развита гораздо лучше. Во многом благодаря тому, что сами эстонцы положительно смотрят на цифровые инновации и не боятся попробовать что-то новое, будь то безналичная оплата или голосование на гражданских выборах через интернет. Но и эстонцы находят изъяны в своей системе. Например, сейчас ведется целый ряд исследований, посвященных стоимости цифровых выборов, и пока нельзя с уверенностью сказать, что голосование через интернет обходится дешевле, чем на избирательных участках.

Мы помогаем организаторам отшлифовать программу

На нас лежит важная миссия – мы как первый набор помогаем организаторам «отшлифовать» программу. После каждого семестра мы делимся своими впечатлениями с кураторами и предлагаем, где и что можно улучшить. Например, на первом семестре у нас был очень сложный технический курс, связанный с программированием, который многие завалили – просто не было нужных навыков, и мы не справлялись с практическими заданиями. Для следующего набора этот курс уже заменили.

Студенты из Латинской Америки после первого полугодия жаловались, что их не предупредили, какая погода осенью в Бельгии. Они не рассчитывали на постоянные дожди и все простудились. Один студент из США заметил, что в Европе очень большая дистанция между преподавателями и учащимися и во время занятий нет дискуссий (для меня это звучало очень странно).

Мне очень нравится инициативность моих однокурсников.

Один студент из Нидерландов сам придумал опросник, посвященный программе в целом – не только учебе, но и жизни на новом месте, отношениям с преподавателями и так далее. Каждый семестр мы анонимно его заполняем, а этот студент потом пишет отчет и отсылает организаторам программы.

Многие мои однокурсники планируют оставаться в академической среде, писать диссертацию и заниматься исследованиями. Я изначально хотела работать и внедрять электронное правительство в России, но сейчас вижу гораздо больше возможностей. Работать в международных организациях тоже было бы интересно, да и продолжить карьеру ученого. За время обучения ты пишешь так много научных работ, что уже готов к различным исследовательским проектам.

logo