9.12.2014

«Командная работа отлично мотивирует»

Поступить в немецкий университет оказалось достаточно легко, рассказывает Александра Афанасьева. Ее выбор пал на Высшую профессиональную школу города Киля (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн), где она закончила полуторагодовую магистерскую программу по специальности «Производство мультимедиа». Что показалось самым сложным и что удивило в процессе учебы? Почему немецкий подход к обучению прекрасно мотивирует всех студентов? Александра Афанасьева делится с «Европульсом» личным опытом.

Поступить – несложно!

Самую большую сложность, помимо сдачи языкового экзамена, составило соблюдение всех сроков и правильное оформление документов. Главным моим советчиком в этом процессе был интернет и подруга по переписке Настя из Санкт-Петербурга, переводчик с немецкого и английского. К тому времени я уже имела законченное высшее образование по специальности «журналистика», что дало мне право поступить сразу в магистратуру. Стоимость обучения в вузах Германии варьируется в зависимости от региона. В Шлезвиг-Гольштейн она составляет около 115 евро и оплачивается лишь два раза в год перед началом каждого семестра. Плюс к этому каждый месяц необходимо оплатить обязательную для всех студентов медицинскую страховку (около 70 евро).

8631119810_1187f3eedc_k

К слову, существует разница между высшей профессиональной школой (Fachhochschule) и университетом. Обучение в первой, в основном, направлено на практическое освоение дисциплин (пресловутый принцип learning by doing), во второй же делается упор на их глубокое теоретическое изучение.

Главное – включиться в коллектив

Наша школа оказалась местом достаточно необычным. В прошлом здесь располагались производственные площади самой большой судостроительной верфи Германии. Именно отсюда Альберт Эйнштейн отправлялся в одно из своих морских путешествий, а немецкий изобретатель Рудольф Хелл в 1925 году придумал самописец, который стал предшественником факса. Сюда можно добраться на пароме, который швартуется недалеко от студенческой столовой – бывшего ангара для лодок.

В Германии очень ценится умение быстро включиться в коллектив. Весь учебный процесс, как, впрочем, и последующая работа, заточены под работу в группе. «Команда» и «командный игрок» здесь не просто слова, а понятия, возведенные в абсолют. Здесь вместе работают над проектами, вместе готовятся к экзаменам. В университетской библиотеке, к примеру, специально для этого отведены помещения. А студенческая столовая от обилия книг и конспектов на столах иногда больше походит на читальный зал.

8727207929_69460b61a8_k

Пожалуй, именно эта сторона учебного процесса меня удивила. Я ведь привыкла, что каждый работает на свой аттестат. Однако по опыту могу сказать, что немецкий подход мотивирует значительно лучше. Понимание того, что от твоего вклада зависит результат и оценка, которая появится в чужом табеле, а также желание быть для сокурсников не «обузой», а равнозначным напарником, открывает невиданную самоорганизацию и стремление работать на 120%!

Техника на круглосуточной «вахте»

Учебный процесс достаточно интенсивный, и на нашей специальности строился по модульному принципу. Каждый семестр нам предлагалось четыре модуля, состоявших из нескольких предметов и объединенных общей темой. Теория непременно сопровождалась практикой. Сложность состояла в том, что в нашей группе собрались студенты с абсолютно разным уровнем подготовки. Многим пришлось впервые держать профессиональную камеру в руках, заниматься монтажом видео или делать звукозапись в студии. Преподаватели были к нам достаточно лояльны и с готовностью консультировали по любым учебным моментам.

Сессия заканчивалась зачетным проектом или теоретической курсовой работой, если предмет не подразумевал практической части (например, авторское право или правовые аспекты создания мелкого и среднего бизнеса). А если кому-то такой основной учебной нагрузки казалось мало или было желание изучить определенные компьютерные программы или другой иностранный язык, в начале семестра всегда предлагался список факультативных предметов.

FH Kiel FacebookЧтобы охватить такой больший объем работы студенты нашего факультета, единственные из всей школы, имели право круглосуточного доступа в технические лаборатории, оснащенные по последнему слову техники. Нам и в самом деле пришлось провести в них не одну бессонную ночь, монтируя видео или разрабатывая графику для очередного проекта. К сожалению, домашние компьютеры не всегда подходили для этих целей, порой для обработки не хватало даже учебных мощностей. Так, при работе над визуализацией аудиокниги нам пришлось обратиться к услугам специального компьютерного кластера (так называемой «рендер-ферме»). По нашим подсчетам, на обычном компьютере обработка графики заняла бы около девяти месяцев!

Факультеты школы не существуют автономно друг от друга. Дважды в год на специальных междисциплинарных неделях у студентов есть возможность познакомиться с разработками друг друга. А посмотреть есть на что! К примеру, ребята-машиностроители уже который год принимают участие в конкурсе болидов Formula Student Germany, и визит в их конструкторское бюро был сродни посещения боксов Формулы 1. Кроме того, у школы есть свой планетарий и обсерватория. Понаблюдать солнечное или лунное затмение без отрыва от учебного процесса?! В Киле – легко!
@ Александра Афанасьева

logo