11.06.2009

Куда спрятался книжный червь?

Марие Юхансен начинала свою карьеру в одной из библиотек Швеции, потом работала в книжном хранилище одной из стокгольмских гимназий. А теперь она руководитель проектов развития детско-юношеской библиотеки столицы Швеции. В Москву приехала первый раз и удивилась палящему солнцу, которое почти все дни 4-го книжного фестиваля задавало жару примерным буквоедам. Но это нисколько не помешало Марие и остальным участникам программы Еврокомиссии EuroReadings провести время с пользой и удовольствием.Из выступления Марие мы узнали, что дети в Швеции на уроках читают книжки про вампиров, секс и путешествия в космос. Старшеклассники балуются «1984» Оруэлла, «Над пропастью во ржи» Дж.Сэлинджера, «Повелителем мух» Голдинга, но это классика. А больше всего они любят читать современных им авторов. Среди них мистик Юн Айвиде Линдквист с книгой «Впусти меня», по которой недавно был снят одноименный фильм и даже показан в России. Трогательная история любви робкого подростка и то ли девочки, то ли при-видения-вампира.Конечно, не все зависит в шведских школах от детей. Как правило, что читать решают школьники и учителя вместе. Преподаватели руководствуются собственными вкусами и взглядами на «хорошие» книги, что чаще всего не совпадает с предпочтениями подопечных. Согласно проведенным исследованиям, немногие учителя в курсе того, что сегодня предлагает книжный рынок, поэтому рекомендуют для чтения то, чем увлекались во времена своей юности. Это причина для споров.

Узнай, как себя чувствует демократия в школах Дании

Стоит сказать, что в Швеции нет школьных планов по литературе, нет списка обязательных книг. В принципе, если ученик не хочет, он может и не читать художественную литературу. На уроках и дома обязательным являются только учебники и материалы, подготовленные наставником. Чтение рассматривается как навык. Содержание прочитанного обсуждается редко. Обычно детям задают пересказ или написать рецензию. Беседовать о книгах сложно, потому что классы большие, и всегда найдется два-три человека, которые будут говорить, а остальные будут отмалчиваться. Но восьмилетняя Сара говорит: «Мы не знаем, что мы думаем о книге, пока мы о ней не поговорили».Это понимают библиотекари. Именно они придумывают программы стимулирующие мотивацию детей к чтению и обсуждению прочитанного. В пригороде Стокгольма Ринкебю с успехом прошел проект «Хитрая лиса». В классе собрались дети, представляющие пеструю языковую палитру – всего 12 языков. Каждый день их учили чтению. А потом ребенок вместе с взрослым обсуждал текст. Они читали и художественную, и специализированную литературу.

— Результаты в этом классе были намного лучше, чем в других, — делится впечатлениями Марие Юхансен. — Библиотеки очень помогают школам. Сотрудники работают с учениками, разговаривают о прочитанном, стараются заинтересовать, беседуют с учителями, пытаются соединять интересы учащихся и преподавателей, рекомендуют книги, которые стоит почитать. 

Специально для этого было создано книжное жюри. Это дети, которые читают современные книги, а потом голосуют за понравившиеся. По итогам голосования библиотеки составляют каталог с самыми популярными книгами, отправляют его в учебные заведения и комплектуют изданиями школьные библиотеки. Самые активные читатели получают книжные премии, а также право пригласить любимого писателя к себе в класс. Система книжных жюри в Швеции существует уже 11 лет. «Я считаю, что лучшей мотивацией для детей может стать работа с собственным творчеством. Когда дети сами пишут сказки, стихи, рассказы, а потом все вместе обсуждают. Эта практика частично применяется в школах», — делится Марие.Эти привлекательные инициативы существуют не везде, часто только в рамках проектов. Марие Юхансен говорит, что число активно читающих детей уменьшилось за последние пять лет, но при этом замечает, что шведские дети благодарные читатели. Следите за обновлениями, скоро появится интервью с Марие Юхансен.

Узнай, как себя чувствует демократия в школах Дании

logo