12.08.2013

Летнее погружение в европейскую интеграцию

Жан Монне (Jean Monnet) – выдающийся французский политический деятель, экономист, финансист. Его активная профессиональная деятельность позволила значительно продвинуться на пути к воплощению давней мечты многих европейских правителей — мечты об объединенной Европе. Именно поэтому его принято считать одним из отцов-основателей Европейского Союза. Впоследствии его именем была названа программа, главной целью которой является расширение знаний о процессах европейской интеграции, а также об отношениях ЕС с другими регионами мира. Она призвана объединить ведущих ученых, посвящающих свою карьеру исследованиям и преподаванию различных аспектов европейской интеграции. Проекты программы Jean Monnet, которая была запущена Европейской Комиссией в 1989 году, реализуются в 72 странах на пяти континентах, объединяют 1500 ученых и обращаются к 50 тыс. студентов ежегодно. Одной из форм реализации программы является создание в вузе виртуальной Кафедры имени Жана Монне. Одна из таких Кафедр находится при Факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, которая 5-6 июля 2013 года уже в четвертый раз провела интенсивные курсы «Европейский союз и отношения России и ЕС сегодня». Мероприятие было посвящено сравнению процессов европейской и евразийской интеграции, возможности применения опыта ЕС для развития Евразийского союза. Участие в курсах приняли представители бизнеса, государственных органов власти, НКО, преподаватели и студенты. Европульс попросил рассказать о мероприятии главу Кафедры имени Жана Монне, заместителя заведующего кафедры европейских исследований Факультета международных отношений СПбГУ Татьяну Алексеевну Романову.

Расскажите о курсах и их участниках.

Курсы открыты для всех. Мы пытаемся каждый раз отобрать 15-20 человек, поскольку существует ограничение по количеству участников. Довольно много заявок поступает от чиновников, работающих с ЕС, представителей неправительственных организаций, преподавателей вузов, студентов и аспирантов, и, наконец, мы стараемся привлечь бизнес, но пока это наша самая слабая категория. Мы для себя определили, что у нас должно быть по 5 человек от каждого сектора, однако, бизнес-категории больше чем 3-4 человека не бывает, как правило. Бизнес — наименее заинтересованная группа, впрочем, и здесь ситуация улучшается. С каждым разом эта категория представляется все большим количеством участников.

Какой средний возраст участников?

Возраст самый разный. От 25 и до 55 лет.

Какие темы были у предыдущих трех курсов?

Первые курсы — ознакомительные. Европейская интеграция и отношения России и ЕС. Вторые — экономический кризис в ЕС и как он влияет на отношения с Россией. Все, что связано с зоной евро, стабилизация зоны евро, каким партнером будет ЕС в связи с этим. Последние, январские курсы — у нас были по ВТО. ВТО в европейской интеграции и в отношениях России и ЕС.

Отношения ЕС-России сегодня — это достаточно широкий круг вопросов, расскажите подробнее?

На последних курсах мы сделали акцент на евразийскую интеграцию, уделяя внимание двум аспектам. Во-первых, каким образом опыт ЕС может быть полезен для евразийской интеграции, какие существуют ошибки и сложности, а также каким образом может быть использован 60-летний практический опыт. Во-вторых, мы объяснили, каким образом евразийская интеграция может взаимодействовать с европейской интеграцией, то есть Европейский таможенный союз, Единое экономическое пространство с одной стороны и ЕС с другой стороны. Вы знаете, здесь довольно много проблем. Например, сложности в переговорах между Россией и ЕС по будущему новому соглашению: кто должен вести переговоры, какие компетенции остались у России, а какие переданы на наднациональный уровень. Дополнительная третья тема: как текущие процессы в ЕС влияют на интеграционные процессы евразийского пространства.

Кто преподает на курсах?

Поскольку это проект профессора программы Жана Монне, то есть мой проект, то в основном, получается шоу одного человека. Но на самом деле это не совсем так. Размер группы обусловлен тем, что у нас довольно много интерактива. Соответственно, каждый человек приходит на курсы со своим багажом, и получается, что во время дискуссий мы затрагиваем какие-то новые темы. Но в основном, конечно, ведущая фигура — это я. Кроме того, мы попытаемся привлечь экспертов Представительства ЕС в России. Думаю, либо в форме дебатов, либо в форме представления альтернативной точки зрения, альтернативного европейского видения.

У вас на сайте заявлен такой интересный формат курсов, как ролевые игры, расскажите подробнее.

Это попытка воспроизвести процесс принятия решений, как правило, для того, чтобы осознать сложность принятия решений в ЕС или даже в менее известных интеграционных объединениях, которые сейчас есть на евразийской территории. Нужно попытаться воссоздать процесс, потому что одно дело, когда описываются чьи-то действия, а другое дело, когда реально согласовывается какой-то проект, и возникает понимание, насколько много существует формальных и неформальных каналов. В рамках зимних курсов мы их воспроизводим в очень сжатом формате, посвящаем буквально полсекции, потому что у нас есть временные ограничения.

Какова длительность секций, и какие они бывают?

Занятия идут 2 дня, по 8 академических часов в день. Соответственно, полтора часа — секция. Так называемая «пара» на российском академическом жаргоне. Потом перерыв на кофе, потом еще пара, потом перерыв на обед, после обеда еще две пары с перерывом на кофе. Обычно у нас такой режим, довольно интенсивный, но поскольку все люди занятые, оптимальная форма проведения — два дня. Мы стараемся проводить занятия в пятницу и субботу, потому что в субботу всем проще освободиться от своих дел. Минут 45-50 мы пытаемся уделить ролевой игре, чтобы почувствовать сложность институционального взаимодействия.

В основном ваша аудитория получает практические знания или теорию?

Вы знаете, и то, и другое. Если мы говорим о том же самом процессе принятия решений, конечно, это не только теория и расширение кругозора. Это и некий навык, как взаимодействовать с ЕС, в конечном счете. Всех интересуют совместные проекты и то, как ЕС может посодействовать в реализации той или иной инициативы. Мы каждый раз уделяем внимание практическим вопросам: какие есть программы, как лучше подать заявку, как найти партнера. Люди приходят с определенными запросами, и эта графа есть у нас в анкетах: что бы вы хотели получить от этих курсов. Соответственно, когда выстраивается окончательная программа, мы обязательно учитываем индивидуальные запросы и стараемся предусмотреть этот практический блок, который касается грантов и финансирования. Он, как правило, попадает на последний день и всегда вызывает интерес, и в результате люди этой информацией пользуются.

logo