11.12.2013

«Облачное» образование

Для начала пара слов о том, что же представляют собой «облака» и какие возможности открываются при их использовании. Облачные технологии (англ. cloud computing) — это «совокупность новейших компьютерных разработок, в рамках которых информация постоянно хранится в Интернет и при запросе пользователя временно копируется на персональный компьютер, игровую приставку, ноутбук, смартфон и т.д.» Иными словами, на бескрайних просторах Интернета создается виртуальный сервер, где располагается массив данных, доступ к которым открыт для большого числа пользователей. Больше не приходится беспокоиться о том, достаточно ли памяти на компьютере или другом электронном устройстве, есть ли у тебя специальное программное обеспечение. Необходимы просто доступ в интернет и точный адрес «облака».

«Облачные» технологии уже хорошо зарекомендовали себя в бизнесе, а теперь они все чаще и чаще применяются в образовательном процессе. «Облачные» университеты практически ничем не уступают традиционным: здесь есть «живое» общение с преподавателями по Skype, «посещение» лекций, библиотеки, семинары, круглые столы, симпозиумы, и, конечно, экзамены. Очевидно, что новые технологии наиболее востребованы в системе дистанционного обучения.

Хагенский университет заочного образования (Германия) является единственным поддерживаемым государством университетом заочного образования в немецкоговорящих странах и регионах. Помимо главного кампуса в Хагене, университет располагает 50 учебными центрами в Германии, Австрии, Швейцарии и странах Центральной и Восточной Европы. Обучение в Хагенском университете, в первую очередь, означает высокую гибкость: можно учиться на дому, выбрав наиболее подходящий темп прохождения и усвоения материала. А еще, Хагенский университет предлагает сервис-ориентированные услуги университетской библиотеки: по запросу книги и статьи будут направлены студенту на дом по электронной почте.

Учебный материал, который в классических вузах представляется в аудитории, адаптирован к новым реалиям обучения: все необходимые материалы, включая лекции, исследования, упражнения, хранятся либо в «облаках» либо на CD и DVD. В последнем случае, по желанию студента, они могут быть направлены студенту на дом по почте. Студенты могут скачать дополнительные материалы или слушать и смотреть онлайн-лекции. Они также сдают свои задания через Интернет.

В университете имеется 4 факультета: гуманитарных и общественных наук, математики и информатики, экономических наук, правоведения. Широкое использование Интернета позволяет очень гибко поддерживать студентов. Так, для большей индивидуализации учебного процесса создан институт «менторов», которые ведут онлайн- и телефонные консультации, чаты в «виртуальных приемных» и обеспечивают другие виды информационной поддержки. Университет проводит около двух тысяч устных экзаменов в семестр, не менее четверти из которых проходят в режиме видеоконференции.

Однако, выбор «облачных» инструментов всегда остается за вузом. Например, Национальный университет дистанционного образования в Испании, один из крупнейших вузов, располагающий 58 учебными центрами в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и т.д.), отдает предпочтение использованию в учебном процессе доступного программного обеспечения: Google Docs, Open Office, Linux. Это позволяет не только снизить стоимость обучения, но и выстроить уникальную систему. Дело в том, что сегодня интернет-технологии позволяют получить практически любую информацию, поэтому лекции, в привычной нам форме, приобретают не познавательную, а скорее мотивационную функцию к саморазвитию и самообразованию, а использование доступного программного обеспечения облегчает работу с большим количеством материала. Ставка на бесплатные, удобные и оптимально «заточенные» под потребности каждой конкретной кафедры инструменты делают Испанию лидером в вопросе получения доступного образования.

Не менее важен «интернациональный» фактор в вопросах получения «облачного» образования. Не секрет, что достаточно долгое время едва ли не единственным условием поступления в европейский вуз было блестящее знание языка страны, в которой университет находится. Поэтому задача по внедрению обучающих курсов на английском языке – краеугольный камень любого дистанционно обучающего вуза. Франция – страна, занявшая 3е место в Европе по интенсивности развития электронного образования, уделяет большое внимание информационному обеспечению абитуриентов. Так, Французский национальный центр дистанционного образования предлагает обучение с практическим применением информационных технологий в образовании – созданием собственного интерактивного телевидения. Кроме того, в ходе обучения рассылаются различные презентации, видеокассеты, видеоролики, а студент может сам выбирать язык, на котором ему удобнее получать материалы.

Широкий спектр специальностей, высокое качество видео- и аудиоматериалов, применение самых современных методов разработки учебных программ, аттестации учащихся, проведение видеоконференций и многое другое — вот то, что сегодня предлагают почти все крупные университеты желающим получить высшее образование. Пожалуй, в ближайшем будущем мы сможем получать образование, практически не выходя из дома. Есть ли у вашего университета свое «облако»?

logo