Еврокампус

Образование в Европе: личный опыт студента

Европульс начинает новый цикл публикаций, чтобы рассказать в формате «личного опыта» об образовании в Европе. В этой серии мы будем расспрашивать российских студентов, которые учатся в европейских вузах, о том, как это: сделать выбор среди разных учебных заведений, поступить, определиться с учебной программой, сдавать экзамены и, наконец, просто жить европейской студенческой жизнью.

26-летняя россиянка Екатерина Ксенофонтова закончила журфак МГУ, успела поработать в крупном издательском доме в Москве и уехала в Стокгольм: учиться в Королевском технологическом институте (Kungliga Tekniska högskolan, KTH). Екатерина изучает там медиаменеджмент, то есть теорию и практику бизнес-управления медийными компаниями, и в этом году заканчивает первый курс магистерской программы.

Почему вы выбрали именно этот институт?

— Королевский технологический институт — один из крупнейших вузов Скандинавии и один из ведущих технических университетов Европы. Он специализируется на технических дисциплинах, и именно отсюда началось в середине прошлого века телевещание в Швеции, а это и моя тема тоже. Я в течение пяти лет на досуге подбирала для себя учебное заведение за рубежом, заходя непосредственно на сайты вузов. Постепенно это развлечение стало моим хобби. Я поняла, что единственный способ определить, что тебе подходит, – это внимательно изучить структуру курса и формат учебного заведения. KTH соответствовал всем моим запросам. Кроме того, именно он принял меня в краткие сроки и дал стипендию, покрывающую расходы на обучение и на жизнь. Были другие вузы, готовые принять меня и дать стипендию, но KTH был первым. Поэтому, пожалуй, в моем выборе свою роль сыграла оперативность сотрудников приемной комиссии и адекватность ее онлайн-работы.

Вступительные экзамены были сложными?

— Экзаменов не было: надо было просто отправить приемной комиссии мотивационное письмо, резюме, характеристики с работы, плюс портфолио моих работ как редактора сайтов: текст, дизайн, иллюстрации.

А как же экзамен на знание иностранного языка?

— Да, это стандартная практика всех иностранных вузов: нужно сдать TOEFL или IELTS (если нет иного документа, подтверждающего опыт обучения на английском языке). На самом деле, этот экзамен сдают все, кто хорошо выучил английский в школе – или  же вызубрил учебник подготовки к IELTS.

Что посоветуете желающим поступить в европейский вуз?

— В интернете можно найти огромное количество подробных инструкций. Но в действительности путь всегда один: выбрать специализацию, которая вам действительно интересна, и вуз, который действительно подходит именно вам. Затем собрать хорошее профессиональное портфолио и в качестве финального «бантика» написать отличное мотивационное письмо, которое покажет, что писал его профессионал и фанат своего дела. И поднаберитесь практического опыта. Сразу с учебной скамьи продолжить образование в Европе не всегда возможно: нужно доказать, что умеешь еще и работать.

Вы сами выбираете предметы или у вас фиксированная программа?

— Программа фиксированная, но можно взять дополнительные курсы, спецсеминары. Правда, за каждый придется платить.

В KTH учиться сложно?

— По сравнению с МГУ мне здесь легче. Но возможно, просто я уже старше и уже умею учиться. Возможно, дело в гуманитарной программе. Некоторые программисты сидят за работой дни и ночи напролет. Сдаем тесты, рефераты, зачеты, семинары, экзамены. У нас сессия каждые 2 месяца, так как в течение двухмесячного семестра изучаются всего два предмета. По замыслу шведов, это позволяет сфокусироваться на одной задаче. На практике это действительно помогает, потому что на экзамене вместо привычных российских 60 — 100 билетов —  всего 20 — 40. Лекции, семинары, лабораторные работы — все это, как в России, но больше самостоятельности и работы в команде. В Европе любят team work и зачастую «делят» одно задание на 4 — 5 человек.

Над каким проектом вы сейчас работаете?

— Мы модифицируем бизнес-план одного шведского стартапа. Подробности раскрывать не могу, так как мы выступаем в роли консультантов-недоучек, но, тем не менее, наши идеи могут пригодиться компании в качестве свежего взгляда на их внутренние проблемы. В группе мы проанализировали актуальные статьи по социальной журналистике из ведущих научных журналов, освещающих медиа и коммуникации, по следующим параметрам: страна, возраст авторов, актуальные темы.

Трудно было адаптироваться к жизни в другой стране?

— Я пережила стресс переезда довольно хорошо. Легкий культурный шок был компенсирован большим количеством учебы и работы, а также общением со славянской частью студенчества, которая тут представлена неплохо: пожалуй, 5% всех студентов Стокгольма говорят по-русски. Швеция и Россия близки территориально, тут почти все бывали в Санкт-Петербурге и знают, чем он отличается от Москвы. Различия в культуре есть, но в целом шведа можно сравнить с эстонцем, в раннем детстве переехавшим в Питер. Если вы готовы к спокойно-интеллигентно-замедленному скандинавскому характеру, все будет хорошо.

А если стипендию получить не удалось бы – во сколько обходилась бы вам жизнь в KTH?

— Комната в переводе на рубли — 15 000 в месяц, еда — еще около 10 000. Я живу в общежитии – комната 20 квадратных метров, удобства при ней, общая кухня на этаж из 10 таких комнат. Расположено общежитие в 30 минутах ходьбы от института, условий для учебы и отдыха особых нет. Есть скамейки со столиками на улице, неподалеку есть лесок, магазин и бар. А учиться тут принято в библиотеке, она большая и красивая.

Есть ли у вас как у студента льготы или бонусы?

— Есть скидки на проезд в общественном транспорте и на билеты в некоторые музеи и культурные заведения. Моя студенческая карта действует по принципу известного ISIC.

Что скажете о сокурсниках?

— Они абсолютно из всех уголков планеты, общаемся мы на английском. Мои фавориты — американцы, англичане и бывший соцлагерь по причине банальной: общее чувство юмора.

У вас уже есть в Стокгольме любимые места?

— Меня очаровал район старого города, он называется Гамла Стан — узкие улицы, знаменитая «пряничная» архитектура, музыканты мгновенно погружают на три-четыре века назад в прошлое, если не обращать внимания на чересчур современных туристов.

Что думаете делать на втором курсе?

— Продолжать в том же духе. Думать над дипломом. Больше гулять по городу, а то пока не получается.