21.06.2013

Образование в Европе: личный опыт студента Кельнского университета

Европульс продолжает серию интервью с российскими студентами, которые учатся в европейских вузах. Сегодня о своем опыте рассказывает 28-летняя Марина Скрытская, два года назад закончившая факультет математики и экономики Кельнского университета.

Почему вы остановили свой выбор именно на этом вузе, как  выбирали?

Кельнский университет основан в 1388 году, это один из старейших университетов  Европы. Насколько этот университет хорош, и с какими профессорами мне посчастливилось работать, я узнала, став студенткой. В России я училась в МФТИ на факультете прикладной математики и информатики. И это во многом облегчило мой поиск подходящего учебного заведения здесь. И еще один нюанс, который оказался важным для меня: я поняла, что это должен был быть именно университет (Universität), а не так называемый университет прикладных наук (политехнический институт, ориентированный на профессиональное образование, нем. Fachhochschule). Я изучила информацию на сайте университета, почитала отзывы и поняла: это то, что я искала!

Студенты имеют возможность учиться в этом университете бесплатно?

На момент моего поступления образование в учебных заведениях Северной Вестфалии было бесплатным, пока не поменялась правящая партия земли, которая и приняла закон о платном обучении. Сегодня вновь студенты наслаждаются бесплатным обучением.

Как вы поступали?

Право на обучение в вузе Германии предоставляется лицам, закончившим гимназию и получившим «абитур», то есть аттестат, или же иностранным студентам, сдавшим языковой тест и отучившимся два года в вузе своей страны. Я выбрала не самый легкий, но наиболее эффективный путь — абитур, чем и ускорила изучение немецкого языка. Выбрала там два основных предмета, одним из которых была математика. Получив местный документ об окончании гимназии, я поступила в университет на общих основаниях, при этом языковой тест, разумеется, сдавать было не надо. Получив аттестат, ты автоматически поступаешь в университет, если твой результат не ниже проходного балла. Проходной балл варьируется в зависимости от количества желающих и спроса на бирже труда. Если же результат хуже проходного балла на желаемый факультет, то студенту предоставляется возможность пропустить один семестр и начать учебу в следующем.

Что можете посоветовать российским студентам, планирующим продолжить учебу в Германии?

Как можно скорее выучить немецкий язык или хотя бы подготовить для него хорошую основу.

Как организован учебный процесс в Кельнском университете?

Университеты Германии немного отличаются от российской системы обучения. Вся информация о факультетах, лекциях и семинарах, преподавателях и многое другое находится на официальной странице в интернете. Процесс обучения рассчитан на самостоятельную работу студентов. Не существует как таковых кураторов или классных руководителей. Студенты проявляют инициативу, образовывают группы, в которых они регулярно обсуждают вопросы по поводу нового материала или готовят презентации, или сравнивают домашнюю работу. Программа не фиксированная, то есть каждый студент выбирает лекции согласно своим требованиям, хотя есть и обязательные лекции. Каждый вправе решать, сколько лекций он желает посещать в том или ином семестре.

Но кто-то контролирует учебу студентов?

По математике и экономике нам раз в неделю выдавался лист с заданиями, на решение которых отводилась неделя. Задания по математике были такой сложности, что на них действительно уходила неделя, и они решались в группах по 4-5 человек. По окончании лекции по экономике необходимо было набрать минимум 50% всех баллов, чтобы быть допущенным к сессии. В конце семестра проводился письменный экзамен, который длился 4-5 часов (по математике). После двух лет обучения проводился преддипломный экзамен, включающий в себя два устных экзамена и несколько зачетов по экономике. Сейчас преддипломный экзамен заменен бакалаврским, а дипломный – магистерским. По истечении 5 лет сдаются 3 устных экзамена по 6 математическим дисциплинам и 4 экономическим,  пишется работа по выбранной специализации.

Сложно было учиться?

Учеба на математическом факультете – не из легких. Первые 2 — 3 года рассчитаны на самостоятельную работу без выходных и отпуска, сначала для подготовки к сессии, потом к устным экзаменам.

На мой взгляд, студенты Германии более самостоятельны, чем при российской системе образования. Каждый должен рассчитывать только на свои силы. Не выучил – не сдал. Профессора объективно оценивают каждого по заслугам.

С какими отличиями немецкой и российской культур вы встретились?

Немцы, как и многие европейцы, очень открытые, независимые, свободолюбивые и пунктуальные. Встречи планируются зачастую заранее. В Германии все идет по порядку, согласно букве закона. В первое время то, как все сделано с умом и для людей, вызывает культурный шок.

Что же касается учебы, то она объединяет. Я обрела друзей разных национальностей. Никаких особых сложностей в общении не происходило. Немцы очень открытые, дружелюбные и всегда готовы помочь.

Каким был ваш обычный студенческий день?

Он начинался в 8 часов утра с лекции, после которой сразу или с небольшим перерывом начинались практические занятия. После этого многие студенты отправлялись в столовую. После обеда, если оставалось время до следующей лекции, мы шли в библиотеку и принимались изучать новый материал. Лекции по экономике обычно проводились во второй половине дня. Чтобы держать себя в тонусе, иногда мы прерывались на кофе. На втором курсе стали появляться семинары, презентации, проекты.

Какие проекты вам особенно запомнились?

Позже я увлеклась финансовой математикой, а точнее, финансовыми продуктами, опционами. Опцион – это договор между двумя лицами, который предоставляет покупателю опциона право, но не обязательство, купить или продать оговоренный в условиях договора товар в течение определенного времени по оговоренной в контракте цене. Опционы есть на акции, товары, индексы… И естественно, эти ценные бумаги стоят денег. Одним из главных вопросов финансовой математики является вопрос о цене таких опционов и других финансовых продуктов.

Мне был очень интересен мир акций, биржа, как формируется цена, как можно сохранить акции от падения курса. И самое интересное: сколько стоит такая гарантия. Также меня интересовала математика в сфере страхования, а точнее  – частного медицинского страхования. Какие денежные потоки при этом образуются, и как происходит накопление средств после заключения контракта. Мой интерес к частному страхованию привел к тому, что я проходила практику в актуариальном отделе самой большой частной медицинской страховой компании Европы – в ERGO Group (DKV). Практика после 2-го курса была необязательной,  но без практики почти невозможно найти работу. Я сама рассылала резюме в крупные страховые компании, чтобы найти это место.

Как живется студентам Кельнского университета?

До учебы в Кельне я жила в 600 км от этого города, на севере Германии. Получив комнату в общежитии, я была немного удивлена. Жить в 4-х комнатной квартире с двумя парнями и еще одной девушкой не входило в мои планы. Но по приезду в Кельн все мои сомнения быстро улетучились. Меня ждала огромная светлая современная квартира в студенческом городке. У каждого была своя комната, также имелось два туалета, душевая, коридор, прихожая и огромная, со стеклянными стенами кухня со встроенным гарнитуром, диваном и столом. Это был люкс по сравнению с общежитиями в России. Общежитие стоило примерно 250 евро в месяц. Студенческий городок расположен в 10 минутах езды от университета и недалеко от парка и озера. Это были самые веселые, незабываемые годы моей студенческой жизни.

На территории городка очень много домов с квартирами на 2, 4, 6 человек, а также библиотека, местный бар. Летом многие студенты отдыхали на зеленых лужайках, у озера или делали шашлыки, иногда даже проводили вечера под гитару и скрипку. Но после трех лет учебы я стала снимать уютную однокомнатную квартиру, потому что, как бы ни было весело и интересно жить в общежитии, наступает момент, когда хочется иметь свой угол.

Кто были ваши сокурсники?

Среди них были студенты изо всех стран мира, от Японии, Турции, Польши до Италии, Испании, Америки. Студенческое время, как и в любой другой стране, самое беззаботное. Между собой общались на немецком и иногда на английском.

Были ли у вас как у студента льготы или бонусы?

Бесплатных посещений музеев государство нам не предоставляло, но кое-какие скидки всегда были – например, на проезд в общественном транспорте.

Дорого ли обходилась жизнь?

Все зависит от личных стандартов. Я люблю быть независимой, в финансовом плане и всегда могла более или менее позволить себе, что хотела. После 1 курса стала подрабатывать в IT-support при математическом факультете, занимаясь параллельно переводческой деятельностью. У меня был вид на жительство и разрешение на работу, но и многие студенты, которых я знала, вместе с визой получали разрешение.

Как сложилась ваша карьера после окончания обучения?

Я отослала свои резюме в три компании, две из которых после удачного интервью готовы были устроить меня на работу. Я выбрала крупную консалтинговую компанию, входящую в четверку лидеров во всем мире. Это B&W Deloitte GmbH , я работаю консультантом в актуариальном отделе, то есть в отделе, где работают специалисты по страховой математике.

Вы довольны принятым решением о поступлении и тем, как сложилась студенческая жизнь?

Оглядываясь назад, я несомненно рада иметь за плечами такой удивительный опыт, друзей, которые по жизни идут со мной рядом и, естественно, знания, полученные в стенах Кельнского университета. Где-то глубоко на подсознательном уровне всегда хотела учиться здесь и ни разу не пожалела о своем выборе университета!

logo