20.08.2013

Образование в Европе: личный опыт студента программы Erasmus Mundus

1.Чем Вы руководствовались при выборе магистерской программы?

Изначально у меня стоял выбор между двумя стипендиями: Erasmus Mundus или  «Болашак». Я выбрала программу Erasmus Mundus, которая в отличие от стипендии «Болашак» предоставлеят большую мобильность:  за год можно не только поучиться в нескольких вузах в разных странах и познакомиться с разными системами обучения, но и  попутешествовать.

2. Какие университеты входят в консорциум программы, и как происходил Ваш выбор вуза?

Программа Erasmus Mundus имеет фиксированный список вузов, поэтому выбирать особо не приходилось. Я отучилась в трех европейских вузах в рамках одной из выбранных программ. Моя специальность — MA Economics of International Trade and European Integration. В реальности консорциум, который предлагал эту программу, состоит из семи европейских вузов, но мы учились только в трех из них. Однако преподаватели из остальных четырех университетов вели у нас некоторые курсы в течение года.

Первый семестр мы учились в Великобритании, в Staffordshire University, который находится в городе Сток-он-Трент. Второй семестр мы провели в Антверпене (Бельгия), где учились в University of Antwerp. Третий и четвертый семестр мы жили в Праге (Чехия), заканчивая программу в Vysoka Skola Economicka v Praze (Высшая школа экономики в Праге).

Из трех вузов, где мне посчастливилось учиться, я выбирала только один – первый. Нам нужно было выбрать между университетом во Франции (в городе Лилль) или университетом в Англии. Я выбрала второй просто потому, что это была моя первая самостоятельная поездка за границу, и мне казалось, что будет проще, если  хотя бы я буду понимать и разговаривать на языке той страны, куда поеду. И я не пожалела о своем выборе, потому что мне посчастливилось не только пройти обучение под руководством прекрасных профессоров-британцев, но и попутешествовать по стране.

3. Кстати, о стипендии: на все хватает или приходится подрабатывать?

Я выиграла стипендию Erasmus Mundus по Action 1. Моя стипендия была фиксированная, и из этой суммы автоматически вычли стоимость обучения, а оставшуюся сумму распределили на 10 месяцев и перечисляли ежемесячно.

Наша стипендия была настолько щедрой, что деньги мы не считали и подработок не искали. В любом случае, порой учеба отнимала столько времени (например, при подготовке к экзаменам), что вряд ли получилось бы еще работать. В целом, в Англии и Бельгии можно прожить на 600-700 евро в месяц, а в Праге и того дешевле.

4. Что Вы посоветуете другим студентам, которые хотели бы получить стипендию для продолжения своего обучения?

Стипендиаты Erasmus Mundus непрестанно спорят, что же стало определяющим фактором при получении стипендии. Если честно, к общему знаменателю в этом вопросе прийти просто невозможно. Каждая из программ (а их немалое количество) устанавливает свои требования к поступающим и свою систему оценки кандидатов, поэтому очень сложно дать какой-либо совет подающим документы на эту стипендию. Единственное, что можно отметить — весь пакет документов должен быть на уровне: хорошие оценки в дипломе (с минимальным количеством троек, а лучше без них), хороший уровень английского языка, грамотно написанное мотивационное письмо, оформленные по всем правилам рекомендации от профессоров и любые другие релевантные документы. Пакет документов должен быть полным. Тех, у кого чего-то не хватает, отсеивают сразу и часто не дают шанса дослать бумаги после дедлайна.

Старайтесь заработать как можно высший средний балл в дипломе, участвуйте во внеучебных мероприятиях, а самое главное – подавайте документы на все стипендии и на все программы, которые вас заинтересуют. Ведь если не пробовать, то шанс будет равен нулю.

5. Сертификат о знании языка – обязательное требование для учебы за границе, а какой экзамен сдавали Вы? Как готовились к нему?

Для подтверждения знания английского языка нужен был либо сертификат IELTS, либо TOEFL. Так получилось, что я начала готовиться к IELTS еще до того, как решила подавать документы на эту стипендию, поэтому продолжила подготовку именно к этому экзамену. Много занималась сама: читала книги, слушала подкасты, а для улучшения письменного и разговорного языка ходила на курсы. Там преподаватели научили меня  грамотно строить предложения, а просто переводить с русского на английский, что в корне неверно. Для развития навыков письменной речи я писала по 4-5 сочинений в неделю. В результате сдала экзамен с очень хорошим результатом, самый низкий балл был за разговорную часть, но по этому поводу я не слишком волновалась.

6. Как был организован учебный процесс в вашем вузе:  Вы сами выбираете предметы и курсы?

У нас было фиксированное расписание только для студентов нашей программы. У нас не было предметов с другими студентами наших вузов, мы учились отдельно только нашей группой. В конце каждого семестра мы сдавали либо экзамены, либо курсовые задания (иногда и то, и другое). Как правило, никаких контрольных посреди учебного курса не было, только проекты и эссе, которые частично влияли на окончательную оценку.

7. Как проходила адаптация в первое время, и какие сложности могут ожидать российского студента?

Самое тяжелое в первое время было  общаться исключительно на английском языке, при этом еще понимать различные акценты одногруппников. За месяц-полтора мой пассивный словарь превратился в активный, и эта проблема отпала. Координаторы и преподаватели помогали и значительно облегчали решение технических проблем (например, в оформлении документов и виз).

У меня не возникало особых сложностей с различиями в культуре, потому что эти отличия скорее положительные, нежели отрицательные. Весь персонал всегда очень вежлив, люди с удовольствием помогают (даже если помощи не просишь). Люди гораздо меньше внимания уделяют внешнему виду, да и понятия моды в разных странах несколько отличаются. Местные жители очень ценят, когда иностранцы интересуются их историей и культурой и хвалят местные достопримечательности и кухню.

8. Как складывались отношения с сокурсниками?

Что было хорошо — все мы, студенты, были иностранцами из разных стран и культур, и все были в равном положении, одни за границей в незнакомой стране, поэтому постоянно помогали друг другу и жили практически как одна семья.

Нас было около 35 человек из разных стран мира, включая Индию, Китай, Бразилию, Аргентину, Чили, Испанию, Чехию, Нидерланды, Украину, Узбекистан, Вьетнам, Албанию и другие. Мы все очень хорошо ладили, хотя иногда мне было удивительно слышать, о тех или иных обычаях и нормах, принятых в некоторых странах. Но так получилось, что у нас у всех достаточно широкий кругозор, чтобы не осуждать друг друга и принимать другие культуры такими, какие они есть. Прошло уже 3 года с момента нашего окончания, но мы до сих пор общаемся, и я даже ездила на свадьбу моей подруги в Индию.

9. Опишите Ваш обычный студенческий день, сколько времени уходило на самостоятельную подготовку?

Наша программа в целом была не слишком загружена. В первом семестре у нас было всего три предмета, по каждому из них лекции проводились раз в неделю по 2 часа. Все остальное время оставалось нам на самостоятельное изучение материала. В целом, я занималась примерно 2-3 часа в день (помимо лекций). Иногда нужно было совмещать распорядок дня с другими студентами, чтобы выполнять групповые задания. Во втором и третьем семестре лекций было больше (по 3-4 часа каждый день), но и самостоятельной работы было гораздо меньше.

10. Можете ли Вы сказать, что довольны принятым решением и выбором программы Erasmus Mundus?

Я ни разу не пожалела о принятом решении. Год учебы в Европе стал лучшим в моей жизни, он очень многое дал мне как в академическом, так и личностном плане. Я научилась решать бытовые проблемы самостоятельно, принимать решения, общаться с представителями других культур. Европейское образование очень выгодно отличается от образования в моей стране. Требования к студентам выше, но и приобретаемые знания полезны и остаются в голове дольше. Общение с преподавателями также стало для меня откровением. В нашей стране профессора держат дистанцию, в Европе же преподаватели всегда доступны как для обсуждения учебных проблем, так и для общения на личные темы. Единственный минус моей программы – это большая ориентированность на теорию, нежели на прикладные знания. Тем не менее, эти знания тоже когда-нибудь пригодятся (особенно когда все мы станем министрами финансов наших стран, как постоянно нам пророчили преподаватели).

11. Как складывается Ваша жизнь после окончания программы?

После окончания магистратуры в Европе я поработала полтора года, а сейчас учусь в США на MBA, куда меня приняли во многом благодаря диплому из Европы. В данное время я не планирую учиться на PhD, но если возникнет такое желание в будущем, я буду серьезно рассматривать европейские вузы, возможно, и те, в которых я училась.

logo