1.02.2011

Ольга Сасиновская: «В 20 лет в России молодежь вовсю работает, а в Европе в этом возрасте студенческая жизнь только начинается»

Россиянка Ольга Сасиновская с 2003 года живет в Швеции. За это время она успела пройти стажировку в Совете Европы и стать преподавателем Йончопингского университета. За ее плечами учеба в Московском Техническом Университете Связи и Информатики на факультете организации и планирования внешнеэкономической деятельности предприятий и опыт работы в крупной телекоммуникационной компании. Ольга рассказала «Европульсу» о своем опыте преподавательской работы в европейском вузе.

Как возникло желание учиться в Европе? Вы же окончили престижный российский вуз, имели опыт работы в серьезной компании. Можно ли сказать, что это решение изменило вашу жизнь?

В 12-13 лет у меня появилась подруга по переписке из Швеции, Андреа. Мы переписывались очень долго: обменивались фотографиями и разными детскими новостями. Потом мы на время потеряли друг друга, но в 2001 году, когда я уже получила диплом и работала по специальности, Андреа написала, что хочет учить русский язык в МГУ и приедет в Москву. Почти год она жила вместе с нами. За это время я узнала много интересного про Швецию и шведов, про разные университеты в Швеции, и поняла, что хочу продолжить обучение там. Андреа считает, что в то время как в двадцать лет в России уже принято выходить на работу, в Европе студенческая жизнь только начинается. И я решилась. Конечно же, это всё изменило!

Как проходил сам процесс поступления и обучения? Что запомнилось из этих лет?

На момент поступления в шведский университет я уже бывала в Швеции и завела там много друзей. В 2003 году я поступила в университет города Лунд на очень интересную для меня магистерскую программу Master of European Affairs in Business Administration and Business Law. Стипендия Шведского Института покрывала все расходы на обучение. Полгода у нас были предметы, связанные с европейским законодательством, полгода – предметы по деловому администрированию. Первый экзамен по EU law я завалила, было очень страшно! Ведь в России почти все предметы у меня были на отлично, я закончила ВУЗ с красным дипломом. Но постепенно, когда понимаешь требования и порядки, учиться становится легче. Экзамен я пересдала, все закончилось хорошо.

Лунд – это студенческий по духу город, поэтому жизнь там отличная! В моем общежитии жили магистры-иностранцы, мы проводили много времени вместе: часто готовили еду, ходили на вечеринки к друзьям в другие общежития и путешествовали по Швеции и вообще Европе. Очень интересная идея Lund ’nations’ – братств, объединяющих студентов по географическому признаку и по интересам. Каждое братство устраивало свои вечеринки и мероприятия, можно было участвовать в самых разных – от пения в хоре и спортивных секций до, например, совместного приготовления ланчей и просмотра фильмов.

Обучение в европейском университете расширяет перспективы поиска дальнейшей работы?

Конечно! После окончания магистратуры я поняла, что хотела бы получить рабочий опыт в Европе. Меня приняли на стажировку в Совет Европы в Страсбурге на 3 месяца, в департамент стратегического планирования. Мы работали над проектами, финансируемыми Советом Европы совместно с Европейской Комиссией, и там мне очень пригодились знания, полученные в Лунде. В это время мой шведский диплом победил на конкурсе в СНГ, организованной одной крупной международной компанией. Они предложили место в одном из своих департаментов, но мне была интересна, прежде всего, научная работа, и я отказалась.

Расскажите про учебу в аспирантуре. Чем обучение в европейской аспирантуре отличается от российской?

Учеба в шведской аспирантуре в среднем занимает от 4 до 6 лет (в Англии 3 года). В моей бизнес-школе 25% времени аспирант должен тратить на преподавательскую деятельность, что иногда занимает 2 полных года. Еще примерно два года (примерно 3000 учебных часов) аспирант должен потратить на изучение общих и специальных дисциплин (doctoral level courses). Количество курсов и доля преподавания варьируются в зависимости от университета. Остальное время уходит на сбор данных, написание диссертации и статей, посещение конференций и т.д. Европейскому аспиранту нужна сильная самодисциплина, чтобы всё успевать. Но зарплата аспиранта в Европе позволяет не задумываться о недостатке средств.

Я только что вернулась с полугодовой стажировки в Стэндфордском университете в Калифорнии. Европейские университеты очень поощряют академический обмен аспирантов – это прекрасная возможность встретить исследователей с похожими научными интересами и расширить собственные. Примерно половину времени я занималась диссертацией, половину — посещала лекции и семинары, с участием специалистов из Силиконовой долины, так же удалось посетить некоторые крупные компании, расположение недалеко от университета (Google и IDEO)

Я знаю не так много про российских аспирантов, но мне кажется, что, в сравнении с Россией, аспиранту в Европе немного легче найти финансирование, уехать по обмену и заниматься в полной мере тем, что действительно нравится.

Уже несколько лет вы и сами преподаете студентам. Интереснее быть студентом или лектором?

Я и сейчас посещаю семинары, курсы, езжу на стажировки, где и сама чувствую себя студентом. Первый семестр преподавательской работы был весьма непривычен. Но теперь мне это так нравится! Особенно когда есть отдача, когда студенты начинают понимать предмет и самостоятельно что-то исследовать.

Чувствуется ли разница между российскими и зарубежными студентами? Меняются ли российские студенты, оказавшись в Европе?

Разница, конечно, есть. Но современный российский студент, приезжающий в Европу, очень похож на европейского. Английский язык у российской молодежи на хорошем уровне, я всегда приятно удивляюсь уровню их подготовки и амбициям. Приезжают учиться в Европу с разными целями: кто-то планирует позже поступать в аспирантуру, а кому-то интересны исследовательские проекты. Я знаю, что русские студенты, которые имеют возможность учиться в европейском вузе по обмену, находят очень хорошие рабочие места по возвращении на Родину. Даже полгода, проведенные в европейском университете, часто повышают ценность соискателя для российских работодателей.

В чем отличия европейского образования от российского? Есть ли разница между стилем преподавания, методами работы европейских и российских преподавателей вузов? Что нравится и не нравится в европейском обучении?

Стиль преподавания значительно отличается, там меньше уровней иерархии. Когда я была студенткой в Москве, я часто боялась своих преподавателей, а в Европе преподаватель – это скорее друг, чем надзиратель. Ещё здесь очень строгие правила относительно списывания и шпаргалок – надо признать, что только студентам из Восточной Европы приходит в голову ими пользоваться, остальные европейцы сдают экзамены самостоятельно. Впрочем, менталитет меняется со временем, и спустя несколько месяцев студенту уже не захочется заниматься чем-то подобным.

Как отнеслась семья к вашему обучению в Европе?

Родители очень гордятся тем, что я продолжила обучение. Папа – кандидат наук, мама тоже отучилась в аспирантуре, поэтому то, что я пишу свою кандидатскую работу в Европе, для них важно.

Какие уголки Европы показались наиболее интересными?

Кажется, я объездила почти всю Европу, часто по работе, иногда просто на выходные. Во время обучения в магистратуре нам организовывали учебную поездку в Брюссель, мы также успели съездить в уютный городок Брюгге, который меня совершенно очаровал. Для поездок выходного дня, с недорогими перелетами с RyanAir или WizzAir, очень подходят Париж, Берлин, Барселона, Краков или Будапешт. Летом я очень люблю север Италии, а зимой – Австрийские Альпы.

Отличается ли ваш быт и досуг в Швеции от того, который был в России?

Так получилось, что в Швеции я все время живу в небольших городах. А досуг в маленьком городе значительно отличается от досуга в большом. Это касается и студентов, и уже работающих людей. Конечно, студенты всегда найдут, чем себя занять, но в сравнении с Москвой все развлечения гораздо спокойнее и размереннее.

Люди, вышедшие из студенческого возраста, стараются проводить много времени с семьей. Бистро (’Afterwork’) по пятницам, ресторан по субботам, а в другие дни шведов, если те не занимаются спортом или каким-либо хобби, очень сложно увидеть где-то вне дома и работы. Конечно лето – это исключение! У нас очень красивое озеро, и все спешат на пляж после работы, чтобы «поймать» там несколько часов вечернего солнца, искупаться, приготовить ужин на гриле, встретить друзей или провести время с семьей.

Какие у вас планы на будущее?

После защиты диссертации хочу остаться преподавателем и исследователем, хотя не исключаю возвращения к своей карьере. У профессора шведского вуза также есть возможность консультировать коммерческие организации, не исключаю, что займусь именно этим. Стажировка в Совете Европы показала, что мне комфортно работать в крупной международной организации, поэтому, возможно, я вернусь к подобной деятельности позже.

Чего вы пожелаете молодым людям, задумывающимся об учебе в Европе?

Верьте в себя и знайте, что всё зависит только от вас! Я когда-то даже не думала, что буду учиться и работать в шведском вузе! Главное – начать. Ни в коем случае не сомневайтесь, достойны ли вы этой позиции. Отказ в одном месте не означает, что в другом вас не примут. И обязательно учите английский, даже если не планируете учебу за рубежом в ближайшее время!

logo