18.01.2018

Онлайн-образование в Европе: чем оно отличается от американского

О том, почему в Европе не появилась своя Coursera (и какие это дает преимущества), «Европульсу» рассказал программный руководитель Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения Дарко Янсен (Нидерланды).


Не короткий курс, а полноценный диплом бакалавра или магистра

Платформы онлайн-образования – например, Coursera — в основном состоят из коротких курсов, рассчитанных на несколько недель. В них, как правило, рассказывается о конкретном методе или явлении: например, даются азы программирования на Python или общее представление о том, как работают лингвисты. Если слушатель сдает все экзамены, он может получить сертификат о прохождении конкретной дисциплины.

Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (European Association of Distance Teaching Universities, EADTU) объединяет европейские вузы, у которых есть собственные дистанционные программы.

Мы даем возможность людям получить полноценный диплом бакалавра или магистра.

Наши программы рассчитаны на несколько лет, в них целый ряд курсов, одобренных не только университетами, которые их предоставляют, но и национальными властями. Кстати, Coursera сейчас тоже начала делать цепочки курсов, которые позволяют людям совершенствовать знания в конкретной области.


Бесплатный сертификат по итогам онлайн-образования

Один из важных принципов образования в Европе – оно социальное. Почти во всех странах ЕС государство поддерживает университеты, поэтому студенты либо вообще не платят за учебу, либо платят гораздо меньше, чем могли бы. Например, в Нидерландах в среднем год учебы в вузе стоит 2 тысячи евро, но на самом деле обучение одного человека обходится в 10-15 тысяч.

Эти принципы передались и европейским онлайн-платформам. Их довольно много, и сейчас, когда онлайн-курсы все набирают популярность, становится больше национальных платформ. Во Франции, Германии, Испании есть свои платформы онлайн-образования.

В отличие от американских платформ, в Европе (кроме Великобритании) не только сами материалы открытые, но и за сертификат участник не платит.

Но кто-то платить должен — за разработку курса, съемку мини-лекций, создание форумов и форм для ответов. Во многих европейских университетах онлайн-курсы финансируют так же, как и другие активности преподавателей. Но рассматриваются и другие возможности. Например, компании могут заказывать учебные курсы для своих сотрудников (нередко они могут оказаться полезными и другим слушателям), тогда за разработку курса платит компания, а не государство.

Но ни один университет, или платформа онлайн-образования в Европе не относится легкомысленно к собственной репутации. Оценка качества курса продолжается и после запуска курса. Например, если курс выбирает мало людей или если заканчивают его меньше 10%, его, как правило, снимают.


Онлайн-курсы на местных языках

В большинстве европейских стран периодически возникают споры, на каком языке должно вестись преподавание. С одной стороны, если везде читать лекции на английском, это будет удобнее для международных студентов. Но каждая европейская страна гордится своим языком и культурным наследием. Лет десять назад в голландских университетах «победил» английский, но недавно эту позицию пересмотрели.

Теперь большинство курсов бакалавриата читают на родном голландском языке, а если студент хочет погрузиться в тему глубже – на уровне магистратуры – ему уже придется переходить на английский. Все-таки язык международного научного общения.

Отчасти из-за этого в Европе не сложилось своей Courserа: если курс ведется на голландском, на котором разговаривают всего 17 миллионов человек, ему трудно «захватить мир».

Но есть в этом и плюсы.

Однажды мой коллега из Литвы жаловался, что он не видит смысла делать курс по бизнес-администрированию, потому что на Courserа уже есть очень популярный курс на ту же тему от ведущего профессора из MIT (США). «Сможешь ли ты с ним соперничать? Конечно, нет, — сказал я ему тогда. – Но ты знаешь то, чего не знает он: особенности бизнеса в Литве и литовский язык».

В результате он сделал курс на литовском языке и рассказал именно о региональных особенностях. При этом он ссылался на американского коллегу и давал ссылки, по которым студенты могли пройти и его курс.


Онлайн-курсы для безработных

Изначально онлайн-курсы предназначались взрослым людям, у которых уже есть высшее образование и желание расширять горизонты. Но когда стало понятно, какой это удобный механизм, курсы стали распространять в самых разных социальных слоях. В бедных странах Африки, например, онлайн-курсы – это хороший инструмент, чтобы обучить местное население новым навыкам, а для молодежи – реальный шанс получить образование.

В Европе тоже популярны курсы с социальным посылом. Например, в Испании несколько лет назад появились курсы для молодых безработных о том, как найти работу или открыть свой бизнес. Их подготовила платформа Moonlite, соорганизатором которой выступила программа Евросоюза Erasmus+. Эти курсы до сих пор очень популярны в Испании, хотя количество безработных пошло на спад. Кстати, сейчас Moonlite делает много курсов для мигрантов – от языковых до культурологических.


Онлайн-курсы и студенческие обмены

Все популярнее становится дополнять «живые» лекции онлайн-курсом.

Одни из инициатив, которую сейчас обсуждают власти ЕС, связана с дополнением программ студенческого обмена онлайн-курсами. Сам опыт жизни в другой стране, конечно, ничем не заменишь. Но для тех, кто планирует приехать на несколько месяцев на учебу в другую страну, полезно пройти подготовку заранее.Например, подучить язык и местные традиции. Или пройти курсы университета, где предстоит стажироваться. А после стажировки специальный онлайн-курс может помочь закрепить материал.


Читайте также:

Почему они не торопятся: 5 историй немецких студентов «в возрасте»



logo