9.10.2009

Почему боятся Болонской системы?

Унификация высшего образования в Европе, так называемая Болонская система, несмотря на то, что началась в далеком 1999 году, вызывает все больше негативных реакций именно сейчас, за год до ее полного вступления в силу. Создание единого пространства высшего образования между странами-участниками Болонского Процесса предполагалось как грандиозная реформа, призванная облегчить и улучшить качество образования в этих странах. Основная идея «Болоньи» состоит в едином стандарте, который принимают все вузы-участники. Унифицированная система оценок с помощью кредитов, проведение экзаменов на основе тестов, общая для всех университетов подача материала должны позволить молодому специалисту, скажем, из Минска, при желании с легкостью перевестись на аналогичный курс в Сорбонне. Однако при такой завидной перспективе всеобщей мобильности, у Болонской Системы достаточно противников. Студенты создают организации протеста, преподаватели пишут заявления о своем несогласии, и те и другие митингуют против перехода на «приватизацию образования».

В Университете Барселоны в течение восьми месяцев, группа студентов оккупировала второй этаж исторического здания, обьявив забастовку. Разбив палатки на главной лестнице, поставив «керосинки» и портативные холодильники, они каждое утро развешивали по зданию лозунги и устраивали шествия. В апреле даже сконструировали во внутреннем дворике картонное кладбище, где были «похоронены» Свобода, Честь, Достоинство. Дело закончилось печально — 18 марта мэрия Барселоны решила прекратить забастовку.

Куратор образовательных проектов Европейской Комиссии Никола Скарамуццо считает, что люди могут быть против Болонского Процесса по разным причинам. Самое распространенное обвинение, что Болонский Процесс – попытка объединить системы высшего образования стран-участниц в ущерб богатству существующих национальных традиций. На самом деле Болонская система предлагает сделать образовательные структуры совместимыми, но при этом сохранить национальные традиции отдельных стран. Введение трехчастной системы (бакалавр – магистр — аспирант) отвечает этому требованию. А система кредитов (ECTS) — попытка определить оптимальное время и нагрузку для студентов. Другой аргумент, который часто используют против – сокращение срока обучения в бакалавриате до трех лет. Многие считают, что это понизит качество образования. Но Болонская система предполагает получение минимального количества кредитов во время прохождения курса. А один предмет может быть равен 3-6 кредитам. Например, чтобы получить степень бакалавра за три года, студент должен заработать 180 кредитов. Если же ему для этого требуется больше времени, допустим, четыре года, то это никак не противоречит правилам. Также критики «Болоньи» утверждают, что академическая мобильность поощряет «утечку мозгов». Лучший способ избежать этого – предложить студентам программу международного сотрудничества. Чем больше связей будет у небольшого университета с другими известными и хорошо оснащенными вузами, тем привлекательнее он будет, тем больше новых кадров можно привлечь из-за границы.

Несмотря на все эти аргументы, активисты по-прежнему собираются вместе, чтобы сказать свое «нет». Сара, которая из Польши перевелась в Барселонский Университет в прошлом году и намерена продолжать свое обучение здесь, говорит: «С одной стороны, я должна быть благодарна этой системе, потому что смогла переехать в город, где всегда хотела жить. Но я протестую, и знаешь, почему? Потому что мой вуз вступил в «Болонью» год назад, когда я была на третьем курсе. И часть предметов, которые мы проходили, мне просто не засчитали! То есть, я попусту потратила время, у меня даже написано нигде не будет, что я выслушала эти часы».

Она нервно теребит в руках маркер, уже готовая написать какой-нибудь плакат против Системы.

Однако в «Болонье» находятся и другие основания для споров, такие, как общая система подачи материала. Преподаватель Истории Искусств Испании, Элена Альмираль не входит в число митингующих, но тоже против унификации:

«Я преподаю уже десять лет. Разумеется, с каждым годом я дополняю свои лекции новой информацией, но основной материал сформирован уже очень давно. Я старалась привнести что-то свое. Теперь же, если мы вступим в Систему, программа должна соответствовать общим нормам, экзамены будут проводиться без участия преподавателя, и моя работа сводится к механическому чтению лекций и раздаче листков с тестами. Конечно, я буду и дальше дополнять материал сама, но смысла это имеет все меньше, это будет просто как внеклассное чтение. К тому же, отмена человеческого участия в экзамене мне не понятна. Студент мог посещать все лекции, блестяще отвечать на промежуточных этапах, а на экзамене просто разволноваться. И машина автоматически снизит ему балл, не учитывая предыдущие заслуги».

Однако представители образовательных структур и кураторы реформы уверены, что Европа только выиграет от введения Болонской системы. «В Европе приблизительно 4000 вузов, где учатся 19 миллионов студентов, и работает 1,5 миллиона сотрудников. Некоторые европейские университеты считаются лучшими в мире, но их потенциал используется не в полной мере. Учебные планы не всегда современны, в вузах неодинаковое число девушек и юношей, не так много взрослых людей стремится получить высшее образование», — рассказывает куратор образовательных проектов Европейской Комиссии Никола Скарамуццо.

Уже много лет в Европе действуют программы, которые помогают модернизировать образование и сделать его доступным. Это Эразмус, Темпус и Эразмус Мундус. Благодаря ним многие студенты получили возможность учиться в Европе бесплатно. Конечно, любая реформа болезненна, особенно если она затрагивает самую чувствительную часть общества и касается важнейшего в жизни аспекта – образования. В 2010 году состоится заключительный этап реформы. И после этого уже можно будет сказать, что удалось, а что еще требует доработки.

logo