17.06.2010

Программы «Эразмус Мундус» — для биологов, агрономов и прочих натуралистов

Жужелицы, жуки-скакуны, плавунцы и вертячки, пчеложуки, рогачи и навозники. Нет, это не название новой стипендиальной программы «Эразмус». Это энтомология – наука о насекомых. Илья Митюшев, кандидат биологически наук из МСХА имени К.А. Тимирязева, ездил на постдокторскую стажировку в Италию. Он и его коллеги рассказали «Европульсу» о том, как это было.

Первопроходцы из России

Студент любого российского вуза может стать стипендиатом программы «Эразмус Мундус», если чувствует в себе силы и задор. Но есть университеты в России, которые давно осознали преимущества сотрудничества с коллегами из-за рубежа и включились в эту систему. Теперь они могут похвастаться двухступенчатым образованием (бакалавриат и магистратура), приближенному к европейским стандартам, возможностью отправлять своих подопечных на учебу в лучшие вузы Европы и принимать у себя гостей из разных стран.

РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева входит в состав консорциума «Эразмус Мундус», который состоит из 20 университетов-партнеров (12 российских + 8 европейских). Он получил название IAMONET-RU (International Academic Mobility NETwork with Russia, или, по-русски, международная академическая сеть мобильности с Россией).

«Участие в этой программе позволило нашему университету лучше подготовиться к переходу на двухуровневую систему высшего образования. Многое из того, что наши студенты, аспиранты, преподаватели видели в Европе, стало частью нашей повседневной практики», — рассказывает Надежда Акканина, заместитель декана экономического факультета по учебной работе. Уже сегодня в университете на всех факультетах функционирует и бакалавриат, и магистратура, в то время как многие сельскохозяйственные вузы только думают об этом. За время работы консорциума в проекте приняли участие более 700 человек с российской стороны и около 100 с европейской. Сейчас у Тимирязевской Академии серьезные планы по созданию совместных магистерских программ и аспирантуры с лучшими европейскими вузами.

Адаптация без проблем

Сегодня Илья Митюшев, доцент кафедры энтомологии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, преподаватель и исследователь, а ведь еще вчера он был студентом. Осенью 2007 года Илья Митюшев узнал, что его вуз стал участником программы международной академической мобильности, и решил поучаствовать в конкурсе на прохождение стажировки. Процесс подготовки был стандартным, за исключением того, что Илье пришлось пройти собеседование с европейскими профессорами в родном вузе. Немного суеты и ожидания, и в 2008 году Илья получил грант на прохождение 10-ти месячной стажировки в Университете Удине (Италия).

Теплое итальянское солнце, обильные виноградники и живописные пейзажи! Несмотря на это, в первые недели у Ильи были некоторые сложности в понимании итальянского языка, традиций и обычаев этой страны, но в дальнейшем, благодаря радушному приему и вниманию коллег, все пошло как по маслу.

«В университете я сразу заметил довольно высокий уровень материального оснащения аудиторий и лабораторий; многие научные проекты Университета Удине финансируются на региональном, национальном и общеевропейском уровнях. Для меня было удивительным, что в период сессии для ряда дисциплин нет фиксированной даты сдачи экзамена, студенты и преподаватели могут договариваться о дате и времени сдачи экзамена индивидуально. При этом преподаватель вправе выбирать форму экзамена (письменный, тест или устный). На моей кафедре практиковалась устная форма сдачи экзамена, при этом билетов к экзамену нет, а опрос каждого студента проводится по всему пройденному курсу в течение порядка 30 минут. Одновременно, контроль знаний проводился и по коллекционному материалу (коллекции насекомых, гербарии и т.п.). «Оценка за экзамен выставляется по 30-бальной шкале; для сдачи экзамена необходимо набрать не менее 18 баллов, — делится впечатлениями Илья, — другой необычной особенностью является то, что на большинство факультетов итальянских вузов нет вступительных экзаменов; для поступления в итальянский университет, как правило, достаточно школьного аттестата, за исключением некоторых факультетов, например медицинского и инженерного». Вместе с тем, обучение в итальянских университетах платное, однако его стоимость зависит от годового дохода семьи студента (в среднем от 500 до 1300 Евро в год).

За время стажировки Илья успел сделать очень многое. Несмотря на то, что это был его первый визит в Европу, он провел его с пользой для науки. Смог посетить две конференции, провести семинар для преподавателей и студентов итальянского университета, завел нужные контакты в своей сфере, узнал, что феромоны в Италии используются для защиты растений от вредителей, в то время как в России это не имеет широкого распространения. Да и просто расширил свои знания в изучаемой области, стал классным профессионалом, который будет востребован и в России и за рубежом. Сейчас Илья готовится к защите докторской диссертации.

Пример для подражания

История Анастасии Стародубцевой немного отличается от истории Ильи. Она сейчас учится в аспирантуре на кафедре луговодства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, а в будущем собирается защитить диссертацию по своей специальности. Когда она узнала о возможности поехать в Европу, то была еще подающей надежды студенткой: «Поездка в Австрию до некоторой степени была случайностью, она совершенно не входила в мои планы, не было даже желания куда-то ехать. Я включилась в конкурс из спортивного интереса: насколько хорошо могу представить себя и свои документы совершенно посторонним людям на иностранном языке? Итогом стало успешное прохождение отбора, и, место запланированного совхоза, лето я провела в Венском университете естественных и прикладных наук (БОКУ)».

Вот как бывает: вместо совхоза – в Вену! Не всем так везет, но Анастасия, как и подобает настоящему победителю, к своему успеху относится легко: «Может быть, это покажется неправдой, но никакой адаптации к новому окружению у меня не было. Напротив, с первых же часов пребывания в Вене появилось удивительное чувство комфорта, защищённости и даже уюта. Конечно, пришлось научиться каким-то вещам, но это прошло настолько быстро, гладко и незаметно, что, думаю, милые дамы из пансиона, где я жила первые четыре месяца, могли гордиться результатом по моему воспитанию».

Даже неожиданности в венском университете оказались приятными. Экзамены и зачеты превращались в милую беседу, учебный процесс – в познавательные экскурсии и экспериментальные работы. Открытием для Анастасии Стародубцевой стали рабочие группы, которые вместе трудятся над решением комплекса учебных задач. Она узнала, что такое органическое земледелие и ризосферные технологии, которые впоследствии заняли прочное место в ряду научных интересов Насти. Для справки: ризосфера – это прилегающий к корням растений слой почвы (2-3 мм) с повышенным содержанием микроорганизмов.

«Если до поездки в Австрию мечтала о работе на производстве, то находясь там, поняла, что наука — это моя стезя, — откровенничает Анастасия, — часто слышу вопрос, нет ли в планах повторной поездки на стажировку за рубеж. Нет, пока нет. На данном этапе в этом нет необходимости, так как мои исследования пока привязаны к природным условиям средней полосы России. Предпочту увидеть своих студентов обучающимися за границей. Нам нужны люди, умеющие смело и нестандартно мыслить, работать самостоятельно и в коллективе. Кстати, доброе, товарищеское отношение преподавателей к студентам в Европе стало для меня образцом на всю жизнь. Я искренне надеюсь, что моим ученикам будет также легко и приятно постигать новые знания, как мне в университете БОКУ».

Мы только можем поздравить тех, кто уже отучился в Европе, и пожелать удачи тем, кто только собирается участвовать в программах «Эразмус Мундус»!

Информация о проекте IAMONET-RU

logo