24.03.2015

Реформа школы? За 10 лет!  

Вот вам факт: 15-20 лет назад в международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment), которое оценивает образовательные достижения учеников старших классов школ в области естествознания, чтения и математики, Португалия занимала одно из самых низких мест среди развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако сейчас португальские школьники могут встать в один ряд или даже дать фору французским, немецким и британским старшеклассникам – лидерам подобных рейтингов. Что же изменилось? Да практически все. Образовательная система Португалии была полностью трансформирована за относительно короткий срок, и реформы оказались весьма успешными.

Заучивать или только понимать?

4588698_015291db94_oПримерно с середины 1980-х годов в Португалии вошла в практику так называемая «либеральная школа». Эта идея пришла из-за океана – из США. Такой формат предполагает основной упор на развитие у детей творческого, независимого мышления с первых классов. Главный же фокус «формального» или классического подхода – развитие памяти и способностей к запоминанию. Иначе говоря, зубрежка. Вроде бы, на первый взгляд, перемены были к лучшему. Однако со временем, судя по тестам, средние баллы старшеклассников заметно снизились. «Либеральная школа официально не требует учить наизусть; она требует понимать, как соответствующие формулы или значения могут быть получены, и какие из этого вытекают выводы, — поясняет в своем блоге преподаватель Университета Алгавре (Португалия) Игорь Хмелинский, который много лет проработал в образовательной сфере в Португалии. – Так, например, таблицу умножения знать наизусть не требовалось, поэтому знали ее далеко не все; стихи наизусть тоже не учились».

Полномасштабная реформа общеобразовательной школы стартовала 10 лет назад с введением нового образовательного стандарта и его важного дополнения – документа «Цели обучения» (Metas de Aprendizagem), в котором эксперты четко прописали основные индикаторы и «планки», которые должен «брать» ученик в конце каждого семестра. Перемены затронули буквально все сферы школы. Что-то школьники восприняли в штыки: например, продление учебного дня до восьми часов (минимум для младшей школы). Кроме того, повсеместно были введены дополнительные занятия в различных клубах — музыкальных, экспериментальных, исследовательских, спортивных, компьютерных и т.д. Для всех учителей, особенно математики, иностранных языков, естествознания и лингвистики, также были организованы обязательные программы повышения квалификации в соответствии с европейскими стандартами.

Рывок вперед

Параллельно с изменением программ, уровня подготовки преподавателей и самого учебного процесса, реформировать пришлось и саму школьную сеть, реконструировать здания. Многие школы – маленькие, неэффективные, показывающие самый слабый результат, – были расформированы, а их ученики перенаправлены в более крупные учебные кластеры (конечно, власти не забыли и об организации транспортного сопровождения детей). В итоге за последние 10 лет количество государственных школ в Португалии уменьшилось примерно вдвое. Но те, что остались, сделали большой качественный скачок вверх по всем показателям.

6386383411_33b1b77b62_b

В 2007 году правительство Португалии запустило программу обновления школьных зданий, которая получила название Parque Escolar. Старые школьные здания, которые простояли в неизменном виде полвека и более, получили новую жизнь. К перестройке школ было предъявлено немало требований: застройщикам нужно было уложиться в 18 месяцев, а стоимость строительных работ не должна была превышать 840 евро на кв. м., были разработаны новые архитектурные стандарты для школ, при которых каждое учебное заведение рассчитывалось на 1200 учеников, а площадь здания должна была составлять не менее 15 тыс. кв. м. Все проекты были выставлены на открытые тендеры. Всего реновация затронула 332 школы. Завершение программы намечено на нынешний год.

В результате сегодня средняя португальская общеобразовательная государственная школа полностью соответствует высоким европейским стандартам, закуплено современное оборудование из расчета один компьютер на двух учеников, повсеместно установлены интерактивные доски (минимум одна на три класса), в классах есть видеопроекторы. И обязательно – широкополосный доступ в интернет.

9397407531_7a477deb48_b

Еще немаловажный момент: возрождение интереса к библиотекам. Здесь тоже помогает обновленный формат: по всей Португалии колесят около сотни мобильных библиотек, которые привозят в маленькие города старые и новые книги, а также заказанные жителями издания. И эти автобиблиотеки, в которых, помимо книг, есть компьютеры с возможностью выхода в Сеть, пользуются большой популярностью у жителей небольших городков и деревушек. Кстати, несколько лет назад в стране был запущен еще один пилотный проект по популяризации чтения: на многих португальских пляжах были открыты временные библиотеки. Песок, волны, прибой, солнце и хорошая книга – разве не идеальный способ провести время с максимальной пользой и удовольствием?

logo