Еврокампус

Стажировка без отрыва от магистратуры: личный опыт выпускницы Erasmus Mundus

Алина Кислова уже с первого курса юридического факультета Казанского государственного университета стала работать: сначала педагогом, потом юристом. Поэтому, когда она выбирала программу для учебы за рубежом, ей было очень важно найти возможность проходить практику параллельно с лекциями и семинарами. Подходящую магистратуру она нашла среди программ Erasmus+ — ей стала Adult Education for Social Change, где предусмотрена обязательная практика в каждом семестре.

— Во время учебы в университете я поехала на стажировку в Финляндию на полгода – там я поняла, что хочу учиться в Европе. Но мне не хотелось прерывать профессиональную деятельность и полностью погружаться в учебу. Я работаю со времен колледжа в разных сферах: у меня за плечами была работа социальным педагогом в детском центре – там я помогала детям из неблагополучных семей и семей с низким достатком – а в другое время я полностью погружалась в юридическую практику. Учиться и при этом не работать кажется мне бессмысленным.

Еще мне было важно, чтобы магистратура в Европе была связана и с правом (в частности, меня интересовали права человека), и с образовательными технологиями. Мне удалось совместить оба этих направления.

Необычная программа

Магистерская программа Adult Education for Social Change рассчитана на людей с опытом (я была одной из самых младших участниц, в основном на ней учились люди старше 30 лет), которые хорошо разбираются в своей теме и передают знания другим. Что именно преподавать – не так важно.

Нас учили разным образовательным техникам, которые подходят для любой темы. Важно, что эти знания должны помогать людям.

Например, я как юрист училась преподавать права человека. Моя однокурсница – специалист в области экологии – хотела рассказывать людям о проблемах окружающей среды и о том, как мы можем с ними бороться.

Несколько моих одногруппников были учителями английского языка – они учились адаптировать мигрантов или преподавать английский подросткам из неблагополучных семей, чтобы они с его помощью могли претендовать на более высокооплачиваемую работу.

Наша программа была во многом похожа на другие магистратуры Erasmus Mundus: мы учились два года в трех университетах. Первый семестр проходил в университете Глазго, второй – в университете Мальты (сейчас на второй семестр группа разделяется: необходимо выбрать между университетом Мальты и Ирландским национальным университетом в Мейнуте – прим. «Европульс»), третий семестр мы провели в Таллине. Наконец, последние полгода отводятся под написание диплома, и мы сами выбирали, в каком университете его писать.

Но есть у программы очень необычная черта. Учебный процесс здесь разделен на две части: полдня мы проводили в университете, а еще полдня – на стажировке.

Это была обязательная часть учебного процесса – нам надо было провести свое небольшое исследование на каждом новом месте стажировки и написать отчет о проделанной работе. Параллельно мы узнавали, как работают в разных странах организации, подобные той, в которой мы стажировались.

Найти идеальную пару

Перед началом учебы мы заполнили подробную анкету, где указали свой профессиональный опыт, мотивацию и дальнейшие планы. Исходя из этих данных, руководительница нашей программы Бонни Слэйд подобрала индивидуальную стажировку каждому студенту. Мы могли заранее познакомиться с сайтом организации и, если были чем-то недовольны, то самостоятельно найти себе другое место. В результате уже в начале первого семестра у 90% студентов была готова стажировка. Каждый новый семестр процедура повторялась в новом университете.

Мы могли проходить стажировку в местных образовательных центрах, в работающих с беженцами центрах или социальных службах адаптации людей с особенностями развития.

Руководительница программы сама договаривалась с каждой организацией, рассказывала о нас и заранее намечала возможные темы, которыми мы сможем там заниматься.

Но так как стажировка для каждого студента подбирается индивидуально, иногда возникают трудности. Например, в Глазго для меня нашли очень интересное место – юридическую клинику (фактически «лабораторию», где студенты учатся вести настоящие дела) при университете. Клиника не ответила на письмо руководителя программы, потому что им нужно было в первую очередь мое «рабочее» резюме, которое не входило в пакет документов для магистратуры. Однако у меня уже был опыт работы в похожем месте, и я знала, что делать: отправила резюме и сопроводительное письмо, и меня сразу взяли.

Однажды мне пришлось менять намеченное место практики. Мне не понравилась организация, которую мне подобрали в Таллине – почему-то мне предложили заняться туризмом.

Тогда я сама обратилась в палату судебных приставов – там уже практикующие судебные приставы проходят повышение квалификации – и меня взяли.

Несмотря на то, что программа Adult Education for Social Change молодая, к ней уже есть доверие, и ты можешь сам найти подходящую стажировку, если тебя что-то не устраивает: большинство социально ориентированных организаций в Европе рады мотивированным стажерам, которые учатся на этой программе.

Социальные изменения – ключевой элемент

Лейтмотивом всей магистратуры были социальные изменения. Мы все должны были научиться не только доносить информацию до наших учеников, но дать им возможность с ее помощью менять жизнь к лучшему. Такой же принцип был и на стажировках: мы не просто каждый день учились и получали оценки, мы помогали местным сообществам изменяться к лучшему. Например, я участвовала в организации воркшопов для педагогов и образовательных тренеров в Эстонии. Но в основном я работала с сотрудниками юридических клиник и студентами и помогала им помогать населению.

Я работала со студентами и преподавателями, которые бесплатно решали гражданские тяжбы местных жителей. Поэтому свою задачу я видела в том, чтобы поддержать этих юристов и сделать так, чтобы они получали отдачу от своей работы. Если они будут довольны – то и социальный проект с бесплатными юридическими консультациями будет жить.

Как проходит стажировка

В зависимости от интересов студента он может выполнять разную работу, но помимо практики необходимо еще провести свое мини-исследование.

Например, на первой стажировке в юридической клинике по моей инициативе провели опрос среди тех, кто там работал – чтобы выяснить их мотивацию. Эта юридическая клиника предлагает местным жителям квалифицированную юридическую помощь абсолютно бесплатно, зарплату здесь получает только секретарь, а все юристы работают без денег. Между тем, среди юристов есть и преподаватели университета. Оказалось, что в основном специалисты воспринимают работу в клинике как возможность научиться чему-то новому.

Для многих это возможность по-новому взглянуть на процесс переговоров, ведь многие юристы не работают с людьми напрямую, и поэтому как бы забывают их психологию.

На второй стажировке, на Мальте, я тоже работала в юридической клинике при юридическом факультете. Там мы тоже составили опросник – старались понять, приходят ли студенты в клинику только для достижения профессиональных целей или есть другая мотивация. Выяснилось, что для них это довольно важный этап с точки зрения формирования личности, а не только ступенька в карьерной лестнице.

Кстати, в России тоже есть такие организации. Проблема в том, что и в России, и в Европе они держатся на энтузиазме руководителя, который должен вдохновлять преподавателей и студентов участвовать в процессе, а это не так просто.

Организационные моменты вроде графика работы на стажировке и формы отчета руководителю стажировки в организации студенты решают самостоятельно.


Чему мы учились

Мы изучали психологию и теории обучения взрослых (дети и взрослые используют совсем разные механизмы при обучении), как надо строить урок, чтобы информация усваивалась лучше всего.

Еще мы осваивали новые технологии в обучении. Например, у нас целый курс был посвящен образованию онлайн. Сам курс был построен как онлайн-занятия. Мы общались с преподавателем по скайпу, оценивали работы друг друга и использовали другие техники онлайн-обучения. Параллельно изучали компьютерные программы, в которых можно создавать свои онлайн-курсы, и создавали свою учебную программу. Кстати, созданный там онлайн-курс мне потом очень пригодился – благодаря ему меня взяли на оплачиваемую стажировку в колледж при ООН, который разрабатывает учебные программы для сотрудников ООН.