3.08.2011

Студенческая демократия по-европейски

В европейском университете у каждого студента есть возможность влиять на образовательный процесс. Хотите узнать, как в вузах ЕС применяются принципы всеобщего равенства и самоуправления студентов? «Европульс» убедился в этом лично!

Начнем с того, что руководству любого европейского университета очень важно свести к минимуму негативные впечатления студентов об обучении и оставить как можно больше впечатлений хороших. Поэтому каждому студенту предоставлена возможность выразить свое мнение и быть услышанным. Если учащимся не нравится какая-то из обсуждаемых на курсе тем или показалось, что материал вовсе устарел, если в вузе действует неудобное расписание занятий или существует слишком большая академическая нагрузка, если педагог кажется некомпетентным или возникает еще какая-либо ситуация, требующая вмешательства со стороны — не стоит откладывать этот вопрос!

Ваше мнение важно для нас

Многим студентам в ЕС знакома должность аттестующего (course evaluator). Студент, согласившийся быть аттестующим, собирает оценки и впечатления сокурсников о пройденном предмете и обсуждает их с преподавателями курса. По результатам таких бесед к следующему году курс обучения улучшается.

В конце учебного года куратор программы собирает вместе всех аттестующих и опрашивает их об общем впечатлении от обучения. Здесь уже важно мнение учащихся не только об учебном процессе, но и о других сторонах университетской жизни: о мероприятиях и развлечениях, о чистоте и обустройстве помещений, о качестве предоставляемых услуг, оснащении библиотеки и других аспектах. На основе этих данных корректируется содержимое курсов, может поменяться состав педагогов, видеоизменяются собственно курсы (ненужные могут заменить полезными) и прочее. Кроме того, мнение студентов обязательно требуется при переаттестации европейского вуза и отдельных его специальностей. В процессе обсуждений представители аттестационной комиссии спрашивают учащихся о планах и возможностях дальнейшего трудоустройства, личных планах на будущее и их реализации.

Что из этого получается

После того, как учебный курс закончен, но оценки еще не проставлены, студентам предлагается заполнить небольшой анонимный опросный лист и оценить, насколько они остались довольны. В таких опросах учитывается посещаемость, общая академическая нагрузка в часах, удовлетворенность учебным материалом и методами обучения. Комментарии, которые оставляют студенты, очень важны для улучшения курса. По итогам опроса целого потока преподаватели встречаются с представителями студентов.

Вопросы обсуждаются самые разные! – говорит студентка Антония из Болгарии. – Однажды у нас на занятии сложилась очень неоднозначная ситуация. Студенты должны были делать небольшие презентации, был лимит времени – двадцать минут. Некоторые группы не укладывались в отведенное время и затягивали доклады, конечно, это многих раздражало. И когда очередная группа превысила лимит времени, в аудитории раздался звонок чьего-то мобильного телефона. Оказалось, что это сам профессор установил будильник на своем мобильном. Этот звук раздавался примерно минуту, и никто не мог понять, в чем дело. Когда студент, отвечавший у доски, попросил выключить телефон, профессор сообщил, что их время вышло, и попросил освободить аудиторию для следующей группы. Ребята почувствовали себя оскорбленными и мы, сокурсники, в дальнейшем наблюдали дискуссию на фейсбуке, проходившую в грубых выражениях. Многие студенты были на стороне профессора, но, несмотря на то, что он лично извинился перед каждым студентом в той группе, они остались им очень недовольны. Мы, аттестующие, высказали своё мнение о данной ситуации и совместно с преподавателями курса нашли решение.

Себастиан из Дании уверен, что такие встречи аттестующих и преподавателей очень важны.

— Это же взгляд со стороны! У студентов есть возможность сравнивать педагогов между собой и сравнивать качество преподаваемого материала по разным предметам. Однажды я был аттестующим по предмету, структура которого почти в точности повторяла предыдущий курс. Преподаватели этих предметов даже не догадывались о том, что их работа так похожа! После наших встреч они изменили материал, и следующим студентам уже не пришлось проходить дважды одно и то же. Еще была ситуация, когда студенты по итогам курса попросили поменять лектора: аспирант справлялся с этой задачей гораздо хуже, чем профессор. Однажды у нас был экспериментальный письменный экзамен в виде тестирования: за каждый правильный ответ начислялся балл, а за каждый неправильный ответ один балл снимался, причем пропустить какой-либо вопрос было нельзя. Многие учащиеся в тот год были вынуждены пойти на пересдачу, и если бы не жалобы, этот вид экзамена доставил бы много хлопот будущим студентам.

Стефания из Румынии на правах аттестующего в разное время общалась с педагогами, с куратором программы и даже с представителями Министерства образования Швеции, когда её университет проходил переаттестацию.

— Мне очень нравится подобная практика и то, что мнения студентов действительно учитываются. Например, при общении с куратором в конце учебного года мы сравнили разных профессоров, у которых за это время успели поучиться, и оценили пройденные предметы. Совместно с нами было принято решение убрать из программы обучения один из курсов и поощрить педагогов, стиль преподавания которых показался студентам наиболее интересным! При переаттестации моей учебной программы нас много спрашивали о карьерных возможностях. Студенты указали, что шансы на трудоустройство были бы выше, если бы в учебной программе была предусмотрена возможность прохождения практики на предприятии. И её потом ввели! Составили список организаций, которые хотели бы принимать учащихся на лето или во время учебного года, утвердили план. У нас много надежд на эти нововведения! Надеюсь, всё получится!

Демократия, или власть народа, действительно развита в европейских университетах. Приезжайте и участвуйте!

logo