6.01.2010

Берлинский велосипед

«Если вы ни разу не были в Германии, то наверняка представляете ее себе эдаким раем, где на улицах чисто и просторно, в ресторанах очень вкусно кормят, а по городу ездят современные автомобили. И вы будете правы! За исключением уточнений некоторых деталей…»

Этот текст прислал нам один из читателей «Европульса», который в самый канун Рождества поехал вместе с друзьями в Берлин, чтобы весело провести выходные и потусоваться в одной из европейских столиц. Зовут его Анатолий Круглов, в переписке просил называть себя Толик. Этот текст нам показался весьма забавным, и мы решили опубликовать его на страницах «Европульса».

«Мы приземлились! Ребята, сколько раз я летал самолетами, а каждый раз испытываешь просто эйфорию от того, что эта крылатая махина все-таки села. Итак, мы сели в Берлине, в аэропорту Шёнефельд.

Заграница! Тут даже воздух какой-то особенный, нельзя сказать, что он такой же чистый, как у нас в Подмосковье, но все же он какой-то другой. Более вкусный, что ли. На паспортном контроле я впервые увидел живого немца в униформе, и когда подходила моя очередь, практически находился уже в состоянии паники. Но когда немец совершенно искренне и дружелюбно спросил меня о цели визита в Германию, то весь мой страх пропал, и я даже вспомнил что-то из школьной программы. Да, я учил немецкий, но до этого момент и не знал, пригодится он мне когда-нибудь в жизни или нет. Ан вот оно – пригодился, причем все эти сложные вещи с формами глаголов – все это совершенно не важно, когда ты стоишь один на один с человеком, для которого этот язык родной. Связь между вами возникает на каком-то другом уровне, это почти телепатия. Ты хочешь понять его, он старается понять тебя, и в итоге даже если ты наделал кучу ошибок в произношении и вместо одного глагола употребил другой, то тебя все равно поймут или хотя бы постараются понять. По крайней мере, двоек тебе никто не поставит. Но что-то я отвлекся.

Вот, вышли мы с народом из аэропорта, и тут вдруг возник вопрос – а на чем мы будем добираться до города-героя Берлина? Можно сесть на автобус, который останавливается каждые 3 минуты, можно сесть на «S-Bahn» (это такое наземное метро), можно взять такси. Поскольку нас было 4 человека, то решили взять такси. Стоило оглядеться вокруг, как тут же из ниоткуда возник бежевый «мерседес» с шашечками на борту, и через 3 секунды мы уже сидели в нем. Таксист, смуглый мужчина непонятного возраста, лишь спросил нас, куда ехать («В центр, шеф, на вокзал Хауптбаннхоф вези!») и тут же включил счетчик. Мы поехали. Нашим такстистом оказался турецкий парень (потом у нас сложилось впечатление, что таксистами тут работают либо проворные турки, либо очень медленные немцы), который всю дорогу беседовал с Лехой. Точнее, это Леха с ним начал бегло разговаривать по-немецки, и уже через 5 минут был в курсе всех последних сплетен о жизни Берлина и его окрестностей. Кстати, забыл представить – Леха, мой товарищ. Очень хорошо знает немецкий, потому что в младенческом возрасте жил в Берлине с родителями, даже ходил здесь в детский сад и в первые два класса школы. А потом им пришлось уехать, потому что ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии) перебазировалась обратно в СССР. Это было в начале 1990-х, но с тех пор Леха так и не научился быть русским, и все время, сколько я его знаю, тоскует по Германии.

Собственно, о чем я хотел вам рассказать? Меня, конечно поразил и Рейхстаг с его стеклянным куполом, и дырки от пуль на его старых стенах, и огромные пространства в центре Берлина, оставшиеся еще с тех времен, когда город разделяла Стена. И аккуратные немецкие домики высотой в 4-6 этажей – никаких тебе элитных «высоток», какие можно в избытке наблюдать в Москве! И интересная система городского пассажирского транспорта, отсутствие страшных «пробок» на дорогах, которые являются проклятьем любого, подчеркиваю, любого российского города. Так вот, меня больше всего в этом самом Берлине поразило то, что в любую погоду, независимо от материального положения и социального статуса люди передвигаются по городу на велосипедах!

Вдумайтесь: зима, холодно, снег под ногами, слякоть. А они едут на велосипедах на учебу, на работу, в магазин. Для движения велосипедистов на дорогах выделена специальная полоса. Автомобиль или автобус не имеет права ехать по этой полосе. Наехал, поймали – штраф. Все очень четко и предельно внятно. Никто не будет прощать тебе хамство, если ты на своем авто вдруг не уступил дорогу велосипедисту. Не уступишь, так он запомнит номер твоей машины, позвонит в полицию, и через полчаса ты будешь стоять перед двумя «полицистами» и объяснять им, почему нарушил правила. А потом – штраф.

Чувствуете логику? Понимаете, где проходит граница между Европой и Азией? Она проходит не по Уральским горам, и не по какому-то меридиану. Граница между Европой и Азией проходит внутри человека и внутри общества. Если ты живешь в цивилизованном мире, то твоя свобода заканчивается ровно там, где начинается свобода другого человека.

Велосипедистов можно встретить и на людных площадях, среди зазевавшихся туристов. Да, туристы в Берлине либо ходят пешком, либо ездят на экскурсионном автобусе. Хотите сойти за продвинутого туриста – ступайте в метро, оно называется «U-bahn» (от немецкого Unter – под). Короче, идите в подземку или поднимайтесь на станцию легкого метро «S-Bahn».

Если чувствуете себя «королем», то возьмите напрокат автомобиль, это будет стоить примерно 30-40 евро в сутки плюс оплата бензина за свой счет. Кстати, бензин здесь дорогой. А когда будете ехать по городу со скоростью, не превышающей 50 км в час, (нет, не из-за пробок – их тут практически нет, просто 50 км в час – это максимальная разрешенная скорость при движении в населенном пункте), и будете на каждом перекрестке уступать дорогу разномастным велосипедистам, то тогда-то по настоящему и поймете, кто тут «король» в самом деле!

Велосипедист – вот кто главный в Берлине!

Ехать на велосипеде – это очень круто. Во-первых, это значит, что ты знаешь город как свои пять пальцев. Во-вторых, аренда велосипеда на сутки стоит в разы дешевле, чем аренда автомобиля. О том, чтобы тратиться на бензин, речи вообще нет. Немцы обожают экономить, и слово «недорого» для них – просто счастье. В-третьих, на велосипеде ты можешь добраться в любое место и в любое время. Конечно, на автобан (автомагистраль) ты выезжать не можешь, но для этого есть автобус или то же такси. В-четвертых, ты можешь оставить велосипед где угодно и на любое время (предварительно приковав его цепочкой, естественно! Не только у нас воруют!), и не найдется в этом обществе человека, кто посмеет варварски пнуть или разобрать твой велосипед на запчасти. В–пятых, для езды на велосипеде не нужны права!

Я встречал и огромные парковки для «великов» возле вокзалов и станций метро, на которых они аккуратно прикованы к стальным парапетам, и просто оставленные велосипеды у кафе, ресторанов, небольших магазинчиков, и одиноко прикованные на пустыре к единственному в этом месте фонарному столбу, занесенные снегом (наверное, еще с осени) велосипеды. Подумайте только– велосипеды, эти двухколесные механизмы, о которых нам еще в школе твердили, что это единственное средство передвижения в Китае да и во всей Азии потому, что у них нет денег на автомобиль или на автобусный билет! А тут «велики» в самом центре Европы, в столице самой богатой ее страны!

Берлинцы ездят на велосипедах, наплевав на всякий пафос и на социальный статус, и пока в России каждый третий менеджер будет стараться купить машину и перестать быть пешеходом, то каждый второй бюргер будет стараться лишний раз выехать в город на велосипеде, а не на машине. Потому что это экологично, потому что это выгодно, потому что это круто!

Прилетели мы обратно в Россию. Я пошел на балкон, откопал там свой дорожный велосипед и с тоской подумал: «Не судьба мне вот так, по-берлински, выйти из дома в январе и поехать в магазин на велосипеде». Не только потому, что расстояния у нас гораздо больше, а потому, что, увы, слишком мало людей на улице будут готовы к этому. Пешеходы покрутят пальцем у виска, мол, холодно же; автомобилисты будут долго сигналить, чтобы уступил им дорогу. А главное, я не смогу поехать по улице потому, что в России на дорогах нет специальных полос для движения велосипедистов. И я на своем велосипеде – не король! А жаль.

С Новым Годом! Ваш Толик».



Читайте также:

Будущее европейских городов без пробок: велосипеды

Крестовый велопоход: как европейские города начинают крутить педали



logo