Мне лично очень симпатичен подход бельгийцев к благотворительности. Люди здесь редко пытаются вызвать жалость или испугать страшными картинками неизлечимых больных. Все проходит очень легко и доброжелательно.
Благотворительные ужины и обеды
Бельгийцы любят организовывать благотворительные обеды и ужины, приглашая туда целые семьи и группы друзей. Почти всегда такие мероприятия организуются в зданиях школьных столовых или спортивных клубов, где есть кафе и большая кухня – там можно быстро приготовить еду и разместить большое количество участников.
Никакой высокой кухни, никаких вечерних платьев. Только спагетти, горячие бутерброды и другая простая еда, которую вполне можно приготовить и дома. Люди сюда приходят не за изысканным ужином, а чтобы кому-то помочь и вместе с этим — пообщаться со своими знакомыми и родственниками. Например, как-то раз за 13 евро я получила тарелку спагетти болоньезе и хорошую кампанию, объединенную важной целью: собирали средства для помощи семье женщины, находящейся в терминальной стадии заболевания.
Собранные средства направляются или в помощь конкретному человеку, или в фонд.
Марина Рис (благотворительный фонд «Просто люди», Москва): «В отличие от Бельгии, в России легкая, приятная благотворительность сочетается с благотворительностью, основанной на жалости и сочувствии, то есть действуют два противоположных мотиватора. Если я участвую в празднике, веселом ужине, забеге, то скорее хочу услышать хорошие новости: мы вместе делаем полезное дело и вместе этому радуемся. Но если фонд или частное лицо собирает деньги, взывая к сочувствию больному ребенку, нищему человеку или вопиющей социальной проблеме, то успехом будут пользоваться, наоборот, наиболее страшные и грустные факты, с которыми праздники и ужины, скорее, не совместимы. Интересно, что в Бельгии второго формата нет вовсе. Может, бельгийцы меньше любят плохие новости…»
Беспроигрышная лотерея («томбола»)
Лотерея, в которой никто не останется без приза – еще один популярный формат бельгийской благотворительности. Для лотереи магазины, коммерческие компании и обычные люди жертвуют организаторам лотереи вещи, которые потом будут разыграны между участниками «томоблы».
Вещи, как правило, новые: предметы домашней утвари и декора, садовый инвентарь, игрушки, бижутерия, подарочные сертификаты в магазины. Все эти вещи организаторы лотереи нумеруют и раскладывают в большом помещении (лотереи могут проходить, например, в здании школы).
Чтобы принять участие в розыгрыше, нужно купить билет за символические 2-3 евро. Номер на билете всегда соответствует номеру на определенном призе. Получается, что всегда можно что-то выиграть, хотя бы безделушку.
Бывает и очень хороший «улов»: однажды я видела, как участник лотереи унес домой новенький принтер. А мне в тот день достался всего лишь гель для душа. Вырученные от «томболы» деньги направляются на благотворительность адресно или в фонд.
Лидия Игнатова (частным образом собирает средства в помощь бездомным животным, Уфа): «Наверное, мы могли бы использовать этот метод. Моя подруга работает в книжном магазине, она в хороших отношениях с директрисой и, возможно, могла бы нас пустить для проведения лотереи после закрытия магазина. Однако не думаю, что я могла бы договориться с компаниями, чтобы они нам дали какие-нибудь товары: у нас есть контакт только с зоомагазином, который иногда жертвует нам корма, но они нужны в приюте. А вот знакомые могли бы принести что-нибудь для лотереи – например, свою вышивку или другие поделки. Но я не уверена, что можно будет собрать приличную сумму. Больше 100 рублей за вход не получится, а людей удастся собрать не так много. В нашей группе в ВКонтакте мы эффективнее собираем пожертвования, нам ведь и из других городов тоже присылают».
Продажа вафель и шоколада
Бельгийцы очень любят свои вафли и шоколад. Местные сладости — это не сувенир для туристов, это действительно национальная гордость. Жители Бельгии покупают шоколад для себя и в подарок близким, поэтому массовая продажа сладостей – еще один вариант заработать на добрые дела.
Чаще всего этим занимаются организации (школы, скауты, спортивные секции). Закупают оптом большие коробки вафель, шоколада и других сладостей и продают их с небольшой наценкой – иногда для этого ходят по домам.
Бывает, что продают цветы в горшках или местные фрукты. Конечно, все это можно найти и в обычных магазинах, но люди покупают, потому что знают: деньги идут на доброе дело.
Благотворительная неделя De Warmste Week на радио
Каждый год перед Рождеством национальная радиостанция Фландрии устраивает благотворительную неделю De Warmste Week, что в переводе с нидерландского значит «Самая теплая неделя». Ведущие рассказывают о благотворительных инициативах, просят поддержать тот или иной фонд и вообще отдают неделю своего вещания на то, чтобы рассказать о добрых делах в стране.
Эта традиция очень нравится бельгийцам, и все они, от самых маленьких до пожилых, стараются успеть кому-нибудь помочь в это время года.
Арина Плюснина (фонд «Дедморозим», Пермь): «Эта идея нам близка. Журналисты — наши большие друзья: они участвуют в благотворительных акциях, ездят в детские дома и пишут о подопечных, которым нужна помощь».
Марафоны и заезды
Каждый год в Бельгии с наступлением весны проходит множество марафонов, любительских забегов и велосипедных заездов. Некоторые из них устраивают с благотворительными целями.
В прошлом году на антверпенский марафон в поддержку онкологических исследований собрались 200 команд бегунов, а в этом почти в 3 раза больше: к старту пришли участники 581 команды. В результате забег собрал 1,5 миллиона евро – они были переданы в фонд исследований рака.
Крупная сумма собралась благодаря взносам команд. Для участия в забеге каждой команде из 4 человек нужно было внести 2500 евро. Некоторым командам помогли корпоративные спонсоры, а некоторые готовились к соревнованию целый год и собирали сумму всеми доступными способами.
Арина Плюснина: «У нас тоже есть благотворительный «Теплый забег», который проводится в середине ноября, когда в Перми уже стоит минусовая температура».
Ануш Овсепян (программа «Старшие Братья Старшие Сестры России», Санкт-Петербург): «Слова «благотворительность как праздник» очень импонируют мне. Я уверена, что структурная, по-настоящему осознанная благотворительность – позитивная история».