25.11.2013

Богемская рапсодия

Прогулка по Праге похожа на путешествие во времени. За несколько минут можно пройти по кривым улочкам готической Европы XIV века, сквозь пастельные арки эпохи Возрождения – и попасть в причудливый модерн XX века.

«Прага напоминает учебник архитектуры», – говорит чешский архитектор Михаль Фронек из Studio Olgoy Chorchoy. – «Здесь представлены все стили. Форму городу придала река Влатва, но именно разнообразие архитектурных стилей внесло в Прагу особую романтичную неугомонность.

Этой неугомонностью насыщено Старе-Место (Staré Mésto), где невероятные шпили, романтические башни, извивающиеся мощеные улочки, темные аллеи и укромные дворики образуют незабываемый городской пейзаж».

Стоит прогуляться по улицам с кем-то, кто объяснит причудливую связь всех этих архитектурных элементов, и история оживает перед глазами.

«Сословный театр открылся в 1783 году, и именно здесь в 1787 году состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан», – рассказывает гид Эва Вондрусова. – «Пороховая Башня является напоминанием об оборонительных сооружениях, окружавших город в XV веке, а прямо по соседству находится место, куда мои родители приходили на танцы по выходным».

Это место – невероятно красивый Общественный дом (Obecní dum), в котором задолго до танцев родителей Эвы, еще в 1918 году, была провозглашена Чехословацкая Республика. Здесь же в 1989 году впервые после «Бархатной революции» сели за стол переговоров члены коммунистического правительства ЧССР и представители Гражданского форума во главе с Вацлавом Гавелом – поэтом, писателем, политиком, диссидентом и первым президентом современной Чешской Республики.

Несмотря на свое историческое прошлое, Общественный дом выглядит довольно кокетливо: рестораны, концертный зал Пражского симфонического оркестра им. Б.Сметаны, вестибюль и цокольный этаж – все это является воплощением стиля модерн, с его причудливыми мозаиками, извивающимися металлическими прутьями, мерцающими стеклами и чувственными живописными произведениями Альфонса Мухи.

Альфонс Муха (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист. Один из наиболее известных представителей стиля модерн. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, который и по сей день стараются копировать вдохновленные его творчеством художники. Кстати, именно Муха нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот.

Даже короткая прогулка в сторону от Дома убедит вас: в Праге ни одно уважающее себя здание не обходится без легенды.

Призраки

Эва с удовольствием рассказывает о «Доме у золотого перстня» — строении времен эпохи Возрождения, где, по легенде, жадный вдовец зарабатывал на слухах о призраке его утонувшей жены. Далее Эва рассказывает о Тынском дворе XII века, или Унгельте, где отвергнутый возлюбленный обезглавил свою невесту. О Староновой синагоге, где за окном мансарды, как гласит легенда, томился в заключении глиняный монстр Голем.

Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа. Местная же легенда начала XVII века гласит, что в Праге был создан Голем для исполнения разных «чёрных» работ и трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавых ритуалов и жертвоприношений. Создание его приписывают знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года.

Политическое влияние Праги в разные периоды ее истории также отражалось на ее архитектурном облике.

В 1346 году императором Священной Римской империи и королем Богемии (Чехии), стал Карл IV. Он пригласил немецкого архитектора Петра Парлержа возглавить строительство Собора святого Вита и Пражского (Карлова) Моста. Парлерж, вдохновленный французскими готическими мотивами, достроил Собор на свой вкус.

Когда в 1576 году императором Священной Римской империи стал Рудольф II, он немедленно перенес свою резиденцию из Вены в Прагу, и его царствование ознаменовалось появлением свежих архитектурных идей родом из Дании, Австрии, Испании, Италии.

В сердце города располагается очень живописная Староместская площадь, над которой возвышаются башни готического костела Девы Марии перед Тыном и самые старые в мире работающие астрономические часы — Пражский Орлой.

В XV веке люди испытывали благоговейный трепет перед этими часами, наблюдая за движущимися механическими фигурами святых. Сегодня же туристы просто фотографируют их, прежде чем выпить ледяного пива в одном из расположенных поблизости замечательных кафе.

Цвет также имеет значение. «В 1980-х Прага казалась черно-бело-серой, но дома выглядели особенно загадочными, а на Карловом мосту совсем не было туристов», — вспоминает гид Зузана Козлокова. – «Это было очень романтично».

В последние годы здания пражского Старого города подверглись глубокой реставрации.

Теперь самый знаменитый мост Праги заполнен зонтиками экскурсоводов, сувенирными лотками и толпами людей всех национальностей. Туристы полируют бронзовые пальцы статуй святых, фотографы продают атмосферные фотографии, а уличные музыканты без устали играют джаз.

Над ними в Староместской мостовой башне гид Томас Майер присматривает за посетителями готической смотровой площадки 1373 года. «Любимый исторический факт о Карловом мосте? Эта башня предотвратила набег шведской армии на Старый город в конце Тридцатилетней войны». Битва за этот мост была кровавой, но, хоть башня была сильно повреждена в ходе боя, наступающая армия не смогла проникнуть в город.

Карлов мост соединяет Старый город и район, известный как Мала-Страна (Malá Strana). Возможно, вы подумаете, что он выглядит как декорация к фильму – и будете правы. Эти улицы появлялись в огромном количестве фильмов от «Миссия невыполнима» до «Джеймс Бонд. Казино Рояль».

«Здесь есть нетронутые места и замки в стиле барокко. Я снял здесь несколько фильмов, таких как «Холодный свет дня» под руководством нидерландского режиссера Рудольфа Ван Ден Берга и «Дельта Венеры» американца Залмана Кинга», – рассказывает художник Зденек Флеминг. «Мне особенно нравится снимать в Монастыре на улице Снемовни. Каждое крыло этого здания имеет свой особенный архитектурный стиль».

Выше по этой улице находится еще одна достопримечательность – Пражский Град (Pražský hrad). В центре крепости расположился самый большой в мире замок – Собор святого Вита, сердце и душа Чешской Республики.

Гробницы

Директор отдела туризма Пражского Града Франтишек Кадлец показывает нам захоронения отцов чешской нации – князей и королей, расположенные в склепе под облицованными аметистом стенами Капеллы святого Вацлава XIV.

Затем, поднимаясь по разрушенной временем лестнице, он ведет рассказ о пышной гробнице святого Яна Непомуцкого, которого сбросили с Карлового моста, отмечает изумительные витражные окна и рассказывает, каким образом шесть веков работы над этим уникальным собором незаметно слились в единое целое.

«Строительство собора началось в 1344 году, но закончен он был только в 1929 году на пожертвования людей», – рассказывает Франтишек. – «Работа настолько гармонична, что часто невозможно различить, какая часть собора в какое время построена. Я люблю ходить сюда на концерты. Совершенно особенная атмосфера царит здесь в Рождество и на Пасху».

В Капеллу св. Вацлава можно приходить в любое время года. С этих мощных стен видна панорама Старого города. Он напоминает сказочные декорации: красочные шпили, мощные башни и причудливые мосты – и, как принято в сказках, это предвещает неизменно счастливый финал.

Гид по архитектурным стилям

Благодаря таким удивительным сооружениям как Карлов мост, готический стиль обычно ассоциируется именно с Прагой, с XIV веком, хотя этот стиль процветал по всей Европе. Замечательный пример классических готических мотивов – Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) в Париже.

Ренессанс. Изящные колонны, симметричные пропорции и декоративные элементы в стиле античности характеризуют эпоху Возрождения. Италия может похвастаться великолепной коллекцией классического европейского Ренессанса – от Собора святого Петра в Ватикане до Собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Если здание отличается чрезмерной пышностью – скорее всего, это барокко. Исключительные примеры этого стиля – мальтийский Собор Святого Павла в Мдине и Собор Святого Иакова в Саньяго-де-Компостелла в Испании.

Вдохнув очарование природных форм, экстравагантный стиль модерн (ар-нуво) в начале XX века покрыл своими завитками всю Европу. Роскошные дома в этом стиле можно найти и в латвийской столице Риге, и в бельгийском Брюсселе.

Подготовлено по  материалам проекта «Европа готова к встрече«

logo