Евроэкспресс

Евро: путешествие с помощью денежных знаков

Чтобы отправиться в путешествие по Европе, нужно иметь наличные средства в купюрах разного достоинства. И наоборот – имея банкноты разного номинала, можно устроить себе познавательную экскурсию… не выходя из дома и из Интернета! Купюр-тур по Европе – впервые на «Европульсе»!

Eвро— это официальная валюта 16 стран«еврозоны» и еще 9 европейских стран, которые не состоят в ЕС: это единая валюта для 320 миллионов человек.

Евро состоит из 100 центов и все монеты евро имеют одну общую сторону, на которой обозначен номинал. С другой стороны находится изображение, выбранное той страной, в которой отчеканена данная монета. Все монеты могут использоваться во всех странах, в которых евро был принят в качестве официальной валюты. Но речь пойдет не о монетах, а о банкнотах. И не с финансовой, а с туристической и культурологической точек зрения.

Все банкноты евро имеют общий дизайн для каждого достоинства на обеих сторонах во всех странах. На стороне с номером изображены мосты и арки, а на противоположной – ворота и порталы. Это символы соединения и открытости, тех ценностей, которые важны для Европейского Союза. Банкноты выпускаются достоинством 5 €, 10 €, 20 €, 50 €, 100 €, 200 €, и 500 €. Несмотря на то, что в ЕС до нашего времени сохранилось очень большое количество старых мостов, арок и ворот, все изображенные на евробанкнотах строения являются вымышленными, выполненными в определенном архитектурном стиле.

Вот по этим «путеводителям» и пройдет наше путешествие!

Начало — акведуки Европы

На купюре в 5 евро изображена античность, на одной из сторон мы можем видеть рисунок строения, напоминающего традиционные римский мост-акведук. Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — это водовод для подачи воды к населенным пунктам, и оросительным системам из расположенных выше них водных источников. Римляне построили очень много акведуков для доставки воды в города. В город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Но только 47 километров этих водоводов были наземными: большинство проходило под землей. При строительстве акведуков применялись передовые строительные материалы , например водостойкий пуццолановый бетон. Римские акведуки были очень точными и сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет.

Акведук в испанском городе Сеговия — самый длинный древнеримский акведук, сохранившийся в Западной Европе. Его длина 728 м, высота 28 м. Является наземным отрезком многокилометрового водопровода. Дата строительства спорна, но большинство историков и археологов относят его ко времени правления императора Веспасиана.

Пон-дю-Гар (фр. Pont du Gard, букв. «мост через Гар») — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Скорее всего именно его взяли за образец художники при создании дизайна банкноты в 5 евро. Акведук этот перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина -275 метров, высота 47 метров. Акведук в Пон-дю-Гар строился без применения извести и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса. Это акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, в верхнем — тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Водопровод перестал действовать вскоре после падения Римской империи, однако сам акведук на протяжении столетий использовался в качестве моста для повозок. Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создавало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. неподалеку от него был построен современный мост, движение по Пон-дю-Гару было постепенно закрыто, и сам древний памятник был отреставрирован ппо приказу императора Наполеона III.

Романский стиль всего за 10 евро

На банкноте в 10 евро красно-кирпичного цвета изображены архитектурные элементы, относящиеся к романскому стилю. И хоть создатели банкнот специально не привязывали изображения к реально существующим объектам, тем не менее, арка, очень похожая на ту, что изображена здесь, действительно существует.

Это Schottenportal при Церкви Святого Якоба в немецком Регенсбурге, построенной в 1175—1180 гг. Это самый известный архитектурный элемент церкви, который занимает треть северной стены и украшен великолепными скульптурами. Портал можно разделить на шесть примерно равных квадратов, поделив его на три части в ширину и на две в высоту. Нижний центральный квадрат занимает дверной проем, богато украшенный косяками, в каждой из которых вставлено по скульптуре. Верхний центральный квадрат занимает тимпан, в центре которого изображен Христос, по бокам — св. Якоб и Иоганн. Над архивольтом изображен Христос с двенадцатью апостолами. Центральная скульптура в нижнем левом квадрате — Богоматерь с младенцем, по бокам расположены человеческие фигуры, ласкающие друг друга, то есть состоящие в отношениях гармонии. С левой стороны под Богоматерью изображен дракон, глотающий льва, а чуть правее изображена сирена, символ искушения. Центральная фигура в нижнем правом квадрате — мужчина на троне — заключена между агрессивными, враждебными животными и возможно представляет Антихриста. Под этой фигурой изображен крокодил, глотающий гидру, обернутую в глиняный шар. Согласно средневековой легенде, гидра, окажись она внутри, разрушил бы крокодила изнутри. В самом низу изображены монахах с книгами руках, то есть паломники и миссионеры. В верхних правом и левом квадратах изображен ряд кариатид, а над ним ряд арок без фигур. Фигуры справа, кажется, представляют недостатки. Например, вторая кариатида справа — женщина, держащая змей на груди — Luxuria (нецеломудрие). Кариатиды слева, кажется, представляют достоинства. Например, вторая фигура слева — человек, носящий заплетенный пояс; он может представить Fortitudo (храбрость). В арках, поддерживаемых кариатидами, слева изображены человеческие лица, справа — морды животных.

Романский стиль господствовал в Западной Европе в X—XII веках, это выражение одного из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно романский стиль выразился в архитектуре, посему и удостоился быть запечатленным на евробанкнотах.

Бамбергский кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия— один из семи кайзерских соборов Германии. Строительство этого собора началось в 1004 году по указанию Генриха Святого и закончилось в 1012 году. В 1081 году собор был повреждён пожаром, а в 1111 году Отто Бамбергский освятил заново отстроенный собор. После был ещё однин пожаа, и в 1215 началось строительство третьего по счету собора. В соборе находятся захоронения Генриха Святого, его жены Кунигунды, папы римского Климента II и первого короля Германии Конрада III. Бамбергский кафедральный собор представляет собой прекрасный образец романской архитектуры, длина — 94 м, ширина — 28 м, высота здания 26 м. По углам построены четыре башни по 81 м высоты каждая. В башнях встречаются элементы готики. Во время Второй мировой войны Бамберг практически не пострадал, реконструкция или восстановление собора не потребовались.

Пизанский собор — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят та самая падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. На облик Пизанского собора также оказали влияние перестройки и восстановления различных времён. Первая из них была проведена после опустошительного пожара 1595 года. Пожар разрушил три бронзовых портала XI века, и их заменили двери, изготовленные в мастерской Джамболоньи; одним из авторов был Гаспаро Мола. В XVII и XVIII веках существенные изменения претерпел интерьер собора.

Еще один прекрасный пример романской архитектуры – Кафедральный Собор Святого Георга (Лимбургский собор) в немецком городке Лимбург-на Лане, который находится в земле Гессен. Собор был построен в 1235 году на месте старой церкви. Собор возвышается над старым городом, внутри него хранятся сокровища и культурные ценности разных эпох.

Двадцатка евро – это готично!

На 20 евро мы видим элементы готического стиля, а точнее целого периода в развитии средневекового искусства, который с XII по XV век охватил почти все области материальной культуры и развивался на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы. Готика вытеснила романский стиль в архитектуре, и термин «готический стиль» сейчас чаще всего применяется именно к архитектурным сооружениям, хотя готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм и орнамент. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль и стремление вверх.

Церковь монастыря Сен-Дени, что северном пригороде Парижа, находится на территории главного бенедиктинского аббатства средневековой Франции. Церковь была создана по проекту аббата Сугерия, и считается первым в истории готическим архитектурным сооружением. При ее постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар, находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. Возведение собора началось в 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители сами добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу собора был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи. Шартрский собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций.

Собор Святого Вита — очень известный готический католический собор в Праге, местопребывание архиепископа Пражского. В соборе находится усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий. Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил еще святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II в 1060 году.

Солсберийский готический собор Девы Марии, что в английском городе Солсбери, был заложен в 1220 году и освящён в 1258 году (возведен в своей основной части всего за 38 лет) и считается чистейшим образцом английской готики. Окончательно он был достроен в начале XIV века. Шпиль собора в Солсбери— самый высокий в Англии (123 м). Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются самым старым до сих пор работающим часовым механизмом в мире. В Солсберийском храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».

Кельнский собор имеет славную, интересную и трагичную историю, впрочем, как и вся Германия. Он строился в период с 1248 по1437 гг., достраивался в1842—1880 гг. С 1880 по 1884 год с высотой 157 м он считался самым высоким зданием мира. В 1248 году Кельн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Есть легенда, согласно которой первый архитектор собора Герхард фон Рюле, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдает свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно. Существует и продолжение легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и что-то в нем достраивать, ведь если закончится строительство, то наступит Апокалипсис. Во время Второй мировой войны, когда налетом более 100 самолетов за полчаса был уничтожен практически весь Кельн, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору британских летчиков, собор берегли как географический ориентир.

Продолжение купюр-тура по банкнотам достоинством в 50, 100, 200 и 500 евро читайте на следующей неделе на страницах портата «Европульс»!

Поделиться в соцсетях