17.08.2011

Европейское граффити: искусство или криминал?

Еще лет 10 назад велись споры на тему того, что же такое граффити: вандализм или искусство? Сейчас ни у кого нет сомнения, что это особый вид искусства, признанный как в литературе и кино, так и нашедший свое место в галереях. Однако правительства в некоторых странах выделяют миллионы на борьбу с рисунками на городских стенах. «Европульс» собрал информацию о нескольких местах в Европе, где можно найти граффити в изобилии.

Студенческая забастовка: предыстория

Начало европейскому граффити было положено в 1968 году во время студенческой забастовки в Париже. Весь город тогда был украшен анархистскими лозунгами, намалеванными краской на стенах фасадов: «Скука контрреволюционна» и «Читайте меньше, живите больше». Конечно, нельзя эти надписи считать полноценными граффити, но это были первые политические лозунги, провозглашенные улицей.

Продолжилась эта история стеной в Белфасте, которая разделяла враждующие районы столицы Ирландии. Она превратилась в место для художественных высказываний. Разные политические партии этого города использовали разные виды рисунков. Например, ольстерские лоялисты обращались к историческим событиям, даже к войне между Яковом II и Вильгельмом Оранским. Стена стоит до сих пор, так что особенно смелые туристы могут отправляться Белфаст за эстетико-историческими обозрениями первых граффити.

Берлин: начало

Считается, что настоящая родина современного граффити – это Берлин. История началась с Берлинской стены, которая постепенно покрывалась надписями с Восточной и Западной сторон. Визитной карточкой стены стал рисунок «Поцелуй генсека Леонида Брежнева и лидера Восточной Германии Эриха Хонеккера». Фотограф Эдвард Мюррей шесть месяцев потратил на то, чтобы сфотографировать всю Берлинскую стену до ее сноса. Теперь у него есть полная коллекция граффити с Берлинской стены.

Это искусство было и хулиганским и политическим одновременно. Сохранившиеся части Берлинской стены с граффити – это уже символ города, посмотреть на который стекаются миллионы туристов со всех уголков мира.

Германия еще прославилась и тем, что там работают немцы Эдгар Мюллер и Манфред Стадер, которые многие свои проекты делают в стиле 3D- рисунков. Они используют сюжеты эпохи Барокко и Ренессанса. Мюллер и Стадер выиграли множество призов в уличных соревнованиях по граффити, сейчас они даже преподают рисунок в некоторых европейских университетах.

Скандинавское граффити придумали викинги?

Сегодня граффити можно найти в любом городе Европы. Скандинавия, пожалуй, пока что единственное место, где уличное искусство уже начали переносить в стены музеев. В 1961 года в Дании был основан Скандинавский институт сравнительного вандализма, который никогда не существовал в реальности, а лишь был плодом воображения своих создателей.

Датские художники Асгер Йорн, Петер Глоб и Вернер Якобсон из Национального музея Дании и примкнувший к ним Хольгер Арбман из университета в Лунде (Швеция) хотели установить историческую связь между уличными рисунками и искусством викингов. Несколько лет они фотографировали древнее, романтическое, готическое искусство Дании в попытках найти связь между ним и современными европейскими образцами. В 1965 году правительство даже выделило здание для 20000 фотографий, но в итоге от этой идеи официальные власти отказались. Художественная группа распалась, а музей так и остался воображаемым, хотя многие из работ нашли свое место в других музеях Дании. Всем, кто интересуется историей граффити, нужно обязательно посетить Копенгаген.

Право на управление городской средой

Новый смысл и второе дыхание в уличное искусство вложил британский художник Бэнкси, который будучи очень популярными, все еще скрывает свое истинное лицо от общественности. Его манифест прост: «Любой человек с кистью в руках может влиять на облик наших городов так же, как это делают профессиональные архитекторы и рекламщики». Бэнкси прославился не только своей неуловимостью, но и массовыми акциями, в которых могут принимать участие все желающие. В мае 2008 года Бэнкси и еще 29 художников разукрасили тоннель в центре Лондона, и любой прохожий мог помочь им в этом, используя трафарет. То же самое сделал в 2009 году немецкий графитчик по прозвищу Superblast.

А в 2010 года группа трафаретчиков Orticanoodles из Милана, презентовала свое искусство в Париже. Кстати, первые граффити-трафареты были созданы в 1981 году именно в Париже, и в связи с этим вошел в историю граффити художник Blek le Rat, а к 1985 году эта техника «бомбежки» стен распространилась по другим странам и континентам.

«Черное» граффити из Италии

Если во многих европейских странах, с граффити борются защитники архитектурного наследия и правительство, то в Италии граффитисты чувствуют себя наиболее вольготно. У властей не всегда находится время на то, чтобы удалять рисунки со стен заброшенных зданий и поездов. Поэтому у многих туристов складывается двоякое впечатление об этой стране.

В Италии архитектурные древности соседствуют с анархо-коммунистскими росписями. Хотя некоторые виды раскраски в итальянских городах носят вполне себе законный характер. Подземные переходы в Генуе, чтобы не выглядеть уныло, были отданы на откуп граффитистам. Один из них наполнен котами всех мастей, другой – средневековыми сюжетам, а третий выполнен в стиле традиционной японской живописи.

Но все-таки многокилометровые составы поездов, покрытые странными надписями, в крупных городах Италии внушают ужас многим туристам. Если хочется, острых ощущений и аромата гангстерского творчества, нужно ехать в Италию. И непременно на поезде.

На службе рекламы

Рекламщики быстро сообразили, что запрещенное уличное искусство остается популярным и проходит как мода, поэтому они используют его в своих целях. Всемирно известные компании, такие как IBM и Sony начали оставлять свои «метки» на городских стенах. Некоторые из них по незнанию были осуждены за то, что рисовали рекламу на стенах частных домов. Чуть позже фирмы решили не рисковать и стали заключать сделки с собственниками жилья. Многие популярные граффитисты постепенно отказались от своих романтических убеждений и перешли на службу в рекламные агентства. Самыми известными европейцами, сделавшими этот шаг, стали художники объединения 123Klan, которые собрались в далеком 1989 году. Сначала они прославились яркими шрифтами на французских заборах, а после выхода из подполья стали разрабатывать дизайн, логотипы, иллюстрации и обувь для Nike, Adidas, Lamborghini, Sonyи Coca-Cola.

Власти города против власти улиц

Существует теория того, что граффити – на самом деле отнюдь не безобидное искусство. И человек, который проходит мимо разрисованной стены, мусорит в 2 раза чаще, чем делал бы это проходя мимо чистого здания. А после выхода в 1983 году на экраны фильма о хип-хоп культуре «Война стилей» и книги «Искусство подземки», пропагандирующих граффити, европейские власти решили бороться с уличным искусством, квалифицируя его как вандализм.

Европейский парламент с 2006 года выступает против граффити на стенах городов Европы. Еще раньше в Британии в 2003 году был принят закон о жестоком наказании граффитистов-нелегалов, им грозит вплоть до 2 лет лишения свободы. О масштабе проблемы говорит один только факт: английский город Нортгемптон с населением в 195 тысяч человек тратит на удаление рисунков с городских стен 55 000 фунтов стерлингов в год. Что уж говорить о затратах в мегаполисах?

И в тоже время, некоторые города Европы дают уличным художникам свободу, считая, что хулиганское искусство можно и нужно направлять в полезное для общества русло. В графстве Глостершир выделены целые зоны для творчества уличных художников. А в Будапеште существует общественное движение «Я люблю Будапешт», отстаивающее право на рисование.

Вперед по Европе на поиск граффити! Теперь вы знаете, где его можно найти.

logo