11.10.2011

Европейское такси: из прошлого в будущее!

Авторитетный немецкий автоклуб ADAC опубликовал на днях результаты первого исследования, посвященного качеству работы такси в 22 крупнейших городах Европы. Проводившие его эксперты оценивали маршрут, стоимость, скорость такси, а также соблюдение водителями правил дорожного движения, лучше всего такси работает в Барселоне, Мюнхене и Кёльне. С наихудшим обслуживанием исследователи столкнулись в Любляне, Риме и Люксембурге. «Европульс» предлагает не столько познакомиться со статистикой, сколько освежить в памяти историю возникновения таксомотора.

С наихудшим обслуживанием исследователи столкнулись в Любляне, Риме и Люксембурге. «Европульс» не столько предлагает познакомиться со статистикой, сколько предлагает освежить историю возникновения таксомотора. Париж занял в этом списке 6 место, а в Лондоне исследования и вовсе не проводились, потому что Великобритания не участвует в программе партнерства европейских автомобильных клубов, занимающихся такого рода потребительскими тестами. Между тем, именно эти две столицы до сих пор спорят, которую из них следует считать родоначальницей такси.

Лондонские пролетки…

Считается, что пассажирский извоз как таковой зародился в Великобритании. В 1639 году корпорацией кучеров (или коучменов) была учреждена лицензия на извоз. Первые экипажи были громоздкими, открытыми и четырехколесным. Они назывались хэкни (от анг. hackney — разъездная лошадь). В 1760 году по улицам Лондона уже курсировало свыше тысячи подобных транспортных средств развозили элиту. В 1823 году миру был представлен двухместный двухколесный экипаж, названный кабриолетом, сокращенно кэб, быстро ставший очень популярным благодаря возможности развивать довольно приличную скорость.

Тогда же по улицам Парижа разъезжали многочисленные наемные экипажи, называемые фиакрами. Почему именно так – историки спорят об этом по сей день. Одни связывают название с тем, что когда эти экипажи появились в 1620 году, то первая их стоянка располагалась у часовни, посвященной св. Фиакру – покровителю садоводов и земледельцев. Другие утверждают, что парижский предприниматель Соваж, который собственно и открыл первую во Франции компанию по частному извозу, установил барельеф с изображением святого Фиакра на фасаде дома своего предприятия и на повозках. Именно поэтому экипажи и начали называться фиакрами.

В любом случае процессы в обеих европейских столицах шли параллельно. В конце XIX века – конные экипажи на улицах европейских столиц начали вытеснять моторизованные такси. На улицы Лондона выехали 70 электрокэбов Bersey, развивавших скорость 15 км/ч. Позже их сменили кэбы с бензиновыми двигателями.

И вечные французы

Одновременно идею моторизованных фиакров начал продвигать французский автомобильный клуб. На первых порах она большой популярностью не пользовалась из-за низкой рентабельности. Однако после появления в 1905 году счетчика – таксометра – вопрос о справедливой оплате был урегулирован, а фиакры с бензиновыми двигателями получили название «такси».

После Первой мировой войны такси во Франции стали особенно популярны. Именно они были мобилизованы осенью 1914 года, когда немецкие войска прорвали французскую оборону и пошли на Париж. Чтобы спасти ситуацию, нужны были решительные меры. И французские генералы нашли выход! Около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше французских 6500 солдат за одну ночь. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием «марнские такси». А у французов появилась поговорка: «Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы».

Между тем, последние конные фиакры исчезли с парижских улиц лишь в 30-е годы XX века, а последний лондонский конный кэбмен сдал лицензию в 1947 году.

Каким должно быть такси будущего? Этот вопрос сегодня обсуждают во многих европейских столицах. Возможно это будет, предложенный специалистами Хельсинского политехнического института City Cab, – “специальное транспортное средство, подобное лондонскому такси, но перепроектированное и оборудованное последними технологиями». Возможно, будет найдено иное решение.

Однако все эксперты сходятся в одном: такси XXI века должно быть не только удобным, но и максимально безвредным для окружающей среды и столь же безопасным. Снова электромотор, как в конце XIX века? Посмотрим!

logo