Евроэкспресс

Going Dutch, или Что делает нидерландцев нидерландцами?

Хотя ни об одной нации невозможно говорить как о чем-то однородном, у жителей разных стран есть свои особенные качества и привычки. Корреспондент «Европульса» в Нидерландах Ирина Волгарева, автор телеграм-канала @amsterdammer, внимательно наблюдала за нидерландцами и вот какие их свойства подметила.

Going Dutch!

Хотя англоязычное выражение Going Dutch на самом деле не про голландцев, а немцев, переселившихся в Америку и в ходе истории почему-то превратившихся из Pennsylvania Deutsch в Pennsylvania Dutch, это словосочетание очень точно описывает привычку жителей Нидерландов тщательно подсчитывать собственные траты.

Going Dutch — или, другими словами, Dutch treat и Dutch date — это когда в компании каждый платит сам за себя или же когда общая сумма за еду, билеты или другое развлечение делится поровну на участников.

Существует даже приложение, позволяющее точно рассчитать, кто кому сколько должен, и нидерландцы действительно им пользуются. Не удивляйтесь, если в ресторане кто-то из них все же оплатил и вашу долю: может случиться так, что позже вы получите от него tikkie.

Tikkie (нидерландцы так обозначают звук тиканья или печатания) — это первое приложение бесконтактных платежных запросов, отправить которые можно должнику с местным банковским счетом и номером телефона через любой мессенджер. Популярность приложения объясняется еще и тем, что плательщику не обязательно его загружать: для оплаты полученного «тикки» вас перенаправляют на сайт банка.

Этот запрос не принудительный, то есть при желании его можно просто проигнорировать.

Заранее спланированная жизнь

Способности нидерландцев к планированию можно только позавидовать. Жизнь здесь настолько структурирована, что люди с легкостью назначают встречи через месяц-два, а то и через полгода.

Порядки здесь такие: без afspraak, то есть записи на «прием», еще одного важного для понимания местных слова, нельзя попасть ни в банк, ни к друзьям. Так как жизнь нидерландца протекает где-то между этими самыми афшпрааками, вариант забежать к кому-то домой, случайно проходя мимо, здесь не пройдет. Скорее всего, вам вежливо откажут в таком визите и предложат согласованную встречу в ближайшем свободном временном окне.

Когда одну дату нужно выбрать группе людей, используют специальное приложение Datumprikker, помогающее укротить национальную идею на раз. Принцип такой: создается общий календарь с предлагаемыми днями, например, для совместного отпуска, а приглашенные участники отмечают, какие из дат им подходят. Да, при расписанных на месяцы вперед графиках это непростая задача. Но так соблюдается почитаемый в Нидерландах порядок, а заодно сохраняются нервные клетки.

Популярность рукопожатий

Говорят, именно в Амстердаме зародились основы знакомой нам бизнес-этики, когда сделки, заключенные в стенах первых финансовых бирж, закреплялись крепким рукопожатием. Руки здесь тянут всем, независимо от пола и статуса, при знакомствах, приветствиях и прощаниях, по поводу и без, но всегда очень дружелюбно.

У фермеров здесь даже есть специальный ритуал: продавец и покупатель торгуются с помощью handjeklap, то есть пожимания руки с громким хлопком при озвучивании каждого ценового предложения. Это продолжается до тех пор, пока стороны не согласятся о стоимости сделки и не закроют ее обычным крепким рукопожатием.

Коронавирус все изменил, и нидерландцам понадобилось некоторое время для того, чтобы адаптироваться к новой реальности, в которой нет места их доброй привычке. Так, во время объявления первых карантинных мер и того, что отныне рукопожатия под запретом, премьер-министр Марк Рютте тут же на автомате протянул руку коллеге. Правда, осознав свою ошибку, он выкрутился тем, что этот прецедент должен стать последним в стране, после него ни-ни.

Инициативность, ответственность, солидарность

Каждый нидерландец знает: он может публично выражать свое мнение и действительно влиять на положение дел без боязни оказаться за это наказанным, а власти при принятии важных решений обращаются к мнению граждан. Потому многое в истории страны поменялось именно из-за инициативы самих жителей.

Например, благодаря настойчивым акциям и протестам гражданских групп вроде Stop de Kindermoord («Остановите убийство детей») и ENWB («Первой настоящей голландской велосипедной ассоциации») в 70-х годах прошлого века Нидерланды выбрали иной вектор развития, став страной велосипедной, а не автомобильной, как прежде планировало правительство.

Акция Stop de Kindermoord. Фото: Nationaal Archief

В каждом крупном муниципалитете есть программа Leefstraat («Живая улица»). Leefstraat — это улица, закрытая для автомобильного движения на срок до 30 дней. Сделать собственную улицу пешеходной может любой горожанин. Для этого нужно всего лишь заручиться согласием соседей и обратиться за специальным разрешением к районным властям, чтобы объяснить, как пространство будет использовано в этот период (обычно его «резервируют» для игр и встреч).

«Живая улица» при этом должна все же оставаться доступной для аварийных служб и не закрывать парковку для инвалидов.

Во время коронавирусного карантина, когда стало понятно, что отпуск придется проводить в городе, администрация амстердамского района Noord временно упростила условия для «Живой улицы» (новая программа получила название Vakantiestraat, «Отпускная улица»).

В Нидерландах граждане чувствуют себя ответственными за то, где и как они живут. Поэтому они самостоятельно устанавливают недостающие мусорные баки, фонтаны с питьевой водой, скамейки; разбивают сады, проводят субботники и делают это даже без субсидий от властей.

А у Амстердама есть специальный сайт по сбору общественных инициатив, ставший особенно активным во времена коронакризиса. Тут вам и подкасты, и бесплатный парацетамол для пожилых людей, и боксы с едой от местных производителей, и курсы по спасению стартапов в кризисной ситуации, и различная «соседская» помощь. И все это отмечено на карте.

Бережливость ради экологии

Здесь одинаково не зазорно ужиматься в тратах, искать самое выгодное предложение или приносить домой выброшенные кем-то предметы, которыми еще можно пользоваться.

Частично эта бережливость объясняется идеями разумного потребления и устойчивости, то есть намерениями сугубо экологичными.

И все же в основе лежит именно экономия. Это становится особенно понятно в течение зимних месяцев, когда местные жители, кутаясь в три свитера, упрямо не поднимают температуру в домашнем обогревателе. Или когда они достают свой flessenlikker (в переводе буквально «облизыватель бутылок»), чтобы добыть, например, остатки йогурта, майонеза или арахисовой пасты со дна банки.

Или когда у нидерландцев в ванной стоит специальная емкость, собирающая воду, пролившуюся брызгами во время душа. Да-да, эту воду заливают ее в бачок унитаза, таким образом сохраняя и семейный бюджет, и ресурсы планеты.

В Нидерландах хорошо приживается все, что связано с идеей повторного использования: здесь популярны свопы, на которых люди обмениваются лишней одеждой; заброшенные велосипеды не утилизируют, а собирают из них «новые». По всей стране открыты Repair Café, где можно бесплатно отремонтировать все, что угодно, от игрушек до техники (в 10-х годах сеть Repair Café вышла за пределы Нидерландов – в другие страны Европы, Канаду и Австралию).

Фото: Huub Zeeman / Flickr

Отношение к плохой погоде

Климат в Нидерландах умеренный морской. Это значит, что здесь влажно и очень, очень ветрено, а прогноз меняется так быстро (я бы даже сказала, хаотично), что для приезжих именно эти факторы зачастую оказываются самыми дискомфортными.

Но нидерландцы давно адаптировались к капризной погоде. Во-первых, они повсеместно пользуются приложениями с поминутным прогнозом осадков, например, Buienradar и Buienalarm.

Во-вторых, хоть и жалуясь на погоду при каждом удобном случае и непременно начиная именно с ее обсуждения любой small talk, они будто по-иному научились чувствовать температуру. Первого января нидерландцы всей страной купаются в Северном море, а на велосипед садятся в кедах и расстегнутой куртке хоть в ливень, хоть в шторм (пропустить назначенный задолго наперед afspraak ну никак нельзя).

В-третьих, они действительно понимают ценность хорошей погоды, и как только появляется солнце, бросают свои дела, высыпая на улицу, выставляя у дома складные стульчики и заполняя террасы и парки.

На самом деле, дождливых дней в Нидерландах не так много, как, например, в соседних Бельгии и Великобритании. Для того, чтобы развенчать миф и на практике доказать, что дождь абсолютно точно не может быть помехой для езды на велосипеде, голландец Герард Пулс создал сайт, где с 2008 по 2019 годы указывал, попал ли он под дождь по дороге на работу и обратно. За это время суммарно он проехал почти 62 тысячи километров, а его отчет показал, что более 90% поездок были все-таки «сухими».

Против ветра

А об отношении нидерландцев к ветру мне хочется рассказать отдельно. В последние годы штормы здесь случаются все чаще. Сколько раз меня буквально сдувало с велосипеда — не счесть. Вдохновляясь непоколебимостью местных жителей, я всегда продолжаю выжимать педали, хотя до их упрямства мне еще очень далеко.

Представьте: в Нидерландах есть Национальная велосипедная гонка против ветра NK Tegenwindfietsen. Ветра не любого, а величественного, не менее 7 баллов по шкале Бофорта. Собираются эти ребята как раз в штормовую непогоду, взгромождаются на совершенно обычные односкоростные и максимально голландские велосипеды и начинают сражение. Казалось бы, уже герои.

Но нет: проводится этот чемпионат на крупнейшей в стране дамбе длиной в 9 километров, предназначенной для защиты Нидерландов от наводнений. На ней нет совершенно никаких сооружений и даже деревьев, это просто дорога посреди моря, поэтому с финишных конструкций чемпионата часто срывает баннеры, а некоторые гонки все же отменяют из-за слишком опасных условий.

YouTube видео

«Голландцы едят ветер на завтрак!» — сказал однажды мой друг, и это, кажется, их самое точное описание. Они, обдуваемые ветрами со всех сторон, веками закаляли себя. Удивительные люди, которые построили удивительную страну.