У каждой страны есть свой конек. В Италии красивые скамейки и урны, в Германии — приятная логистика, а в Голландии — велосипеды и все что с ними связано. Новаторы из Нидерландов приехали на фестиваль дизайна DesignAct в Москву, и рассказали «Европульсу», каким они видят велосипед в городе будущего.
Ландшафт и разумная планировка
Идея посадить всю страну на велосипеды пришла нидерландским чиновникам давно. Уже в 1960-х годах начали разрабатываться первые национальные программы в этой области. Это при том, что первые продажи велосипедов в Европе стартовали в конце XIX века.
«Все дело в развитой инфраструктуре. После войны страна начала застраиваться фабриками и новыми домами, но все это было спланировано очень умно, так что появилась возможность для появления велосипедных дорожек, автомобильных трасс и линий для автобусов и троллейбусов», — делится историей своей страны дизайнер Альберт Ян Ван Дайк.
«Развитие велосипедной культуры связано, прежде всего, с ландшафтом нашей страны и ее климатом. У нас удобная для катания равнинная местность. Бывают дожди, но они быстро заканчиваются, – рассказывает Эдуард Свип, куратор велосипедной выставки на «Винзаводе», — у каждого голландца сегодня дома стоит по 2-3 велосипеда. На одном он ездит на работу, другой использует для загородных прогулок, а третий еще для чего-то. Все это потому, что устройство велосипеда простое, здесь все ясно, сел – и поехал».
У самого Эдуарда дома три железных коня: для горных походов и скоростных спусков, обычный городской велосипед и … винтажный. Обо всех них он рассказывает с улыбкой. Старый велосипед он любит больше всего из-за его нелепого вида, который не влияет на качество, и винтажный «старик» никогда не подводил своего хозяина.
Если в некоторых странах детей учат кататься на лошади или на коньках в 4 года, то в Нидерландах в этом возрасте детишки уже пробуют первый раз проехать на двухколесном велосипеде. А в XX веке в этой католической стране было принято дарить ребенку велосипед в честь какого-нибудь важного церковного праздника. Сейчас эта традиция ушла в прошлое, но дети все равно часто получают в подарок «двухколесного друга». Когда ребенку исполняется 10-12 лет, то ему уже разрешают ездить на собственном велосипеде в школу.
Но некоторые исследователи отмечают, что интерес к велосипедам зависит от возраста человека. Школьники и студенты постоянно пользуются двухколесными средствами передвижения, но когда голландец поступает на первую работу, то часто отказывается от велосипеда в пользу машины. Однако когда у него появляется семья и маленькие дети, то он снова возвращается к велосипедной жизни. А пожилые люди пользуются велосипедом, чтобы дольше держать себя в форме и тренировать сердце.
Вело-iPod – в двухколесном мире
Дизайнер Альберт Ян Ван Дайк, который занимался усовершенствованием инвалидных колясок, костылей и даже изобрел клавиатуру-ридер для слепых, несколько лет назад задался амбициозной целью – сделать велосипед нового поколения. Он говорит, что если посмотреть на развитие технологий за последние сто лет, то легко можно увидеть, как эволюционировал автомобиль или музыкальный проигрыватель, а велосипед как был сто лет назад рамой с двумя колесами и рулем, так ею и остался.
«Мой проект называется Spike, это очень «голландский» проект. К тому же в отличие от предыдущих моих работ, эту я делал для себя, а не для клиента, — рассказывает Альберт, — велосипеды прекрасно подходят для нашего тела, нет другого более быстрого способа трансформации энергии тела в механическую энергию движения. Это все меня вдохновило на создание модели нового поколения».
Альберт не стесняется говорить, что он затеял революцию в области велосипедов. Его задача сделать такой вело-iPod, чтобы было и красиво, и удобно одновременно. Старые модели смущали Ван Дайка устаревшим дизайном, разделением на мужские и женские, и тем, что все детали выходят наружу. Дизайнер начал с высоты. Нужно, чтобы было удобно садиться на велосипед, никуда не закидывать ноги, но и не приседать слишком низко. Его нужно сделать легким, компактным, мягким в движении.
«Несколько лет назад правительство Голландии потратило много денег на разработку и внедрение программы «Велосипед для всех». Это был трехколесный велосипед, достаточно удобный, но очень-очень тяжелый. И программа провалилась, никто не стал его использовать», — сетует Альберт.
Поэтому в своем Spike он решил уделить внимание и дизайну, и инженерии. На данный момент велосипед Альберта является чем-то средним между велосипедом и мотоциклом. Он тонкий, но все его детали, цепи и проводки спрятаны внутрь. Кроме того, эта модель – унисекс. Им могут пользоваться как мужчины, так и женщины. К нему можно прикрепить GPS-навигатор, а в перспективе – и ноутбук. Сейчас дизайнер думает над тем, как сделать так, чтобы все детали можно было легко найти в любом магазине и заменить новым в случае выхода какого-то узла из строя. Впереди еще многие месяцы испытаний, но Spike уже является обладателем большого числа международных наград.
«Мы обращаемся к широкой аудитории и, прежде всего, ориентируемся на европейский рынок. Важно еще назначить адекватную цену за наш продукт. Если ты назовешь больше, чем 1000 евро, никто в Европе не согласиться столько заплатить, кроме голландцев, конечно, — смеется Альберт, — ведь наша страна просто «помешана» на велосипедах. Вот 600 евро у нас считается приемлемой ценой, и даже 1200 — еще нормально. Но наша модель, потому что она уникальная, поначалу будет продаваться за 1500 евро. Это за обычную версию, а электрическая будет стоить 1800 евро. Это много, но мы со временем планируем немного снизить цены, если с самого начала все пойдет так, как мы ожидаем».
Самые модные двухколесные
Помимо этой модели, на «Винзавод» привезли не менее удивительные примеры дизайнерской веломысли. Эдуард Свип вкратце рассказал о том, чем знаменит каждый из них.
Футуристическая конструкция, выполненная из холодного металла, хороша тем, что собрана без единого винта — все детали скреплены между собой тонким шнурком. Автор идеи уже проехал на этом велосипеде 100 километров, а в следующем году планирует совершить свое путешествия на нем из Амстердама в Петербург.
Деревянный велосипед, чем-то напоминающий старинный мотоцикл, не несет в себе функциональных инноваций, а имеет только лишь красивую оболочку. «Люди хотят выглядеть модно и современно, поэтому обращают внимание и на эту модель», — говорит Свип.
Огромная махина с длинной тряпичной коляской впереди отсылает нас не в будущее, а скорее в прошлое, когда велосипеды были длинными и неповоротливыми. Но этот позволяет перевозить за один раз троих маленьких детей. Эдуард Свип и Альберт Ян Ван Дайк говорят, что такие модели в Нидерландах сейчас чуть ли не самые популярные. Детей нужно возить в ясли, в детский сад; из-за пробок сложно это сделать, пользуясь общественным транспортом или даже автомобилем, а с помощью велосипеда – в самый раз.
Другая модель с массивным рулем и железным креплением спереди предназначена для перевозки габаритных вещей или коробок. Специальное крепление позволяет надежно закрепить груз и не беспокоиться о нем в течение поездки. «Индустрия велосипедов динамично развивается в Нидерландах даже в кризис. Особенно хорошо продаются электрические модели. Если бы они не пришли на рынок вовремя, наверное, началась бы стагнация», — рассуждает Альберт Ван Дайк.
CityBike – велосипеды для всех
Если вы были в Европе, то наверняка замечали стройные ряды велосипедов одного цвета, которые стоят прямо на улице. Горожане с помощью ID-карты могут их брать напрокат за небольшие деньги, а потом оставлять на таких же стоянках. Очень удобно. Эта программа восхищает многих, но у нее, оказывается, есть много проблем…
Нидерланды – одна из первых стран, где учредили программу CityBike, но Альберт Ян Ван Дайк говорит, что она там провалилась: «Эта программа у нас начиналась и останавливалась уже несколько раз, но правительство и по сей день не оставляет надежд осуществить ее. Дело в том, что у нас эти велосипеды часто воровали, или же они часто ломались в дороге. Для нас удивительно, что CityBike прижилась в Париже – в городе, где до этого никогда не ездили на велосипедах. Также она действует в Бордо, в Вене, в Барселоне, в Лондоне она вот-вот стартует, в нее вкладывают огромные деньги. Я считаю, что такие программы необходимы».
«В Барселоне у CityBike тоже есть свои сложности, — продолжает тему Эдуард Свип, — дело в том, что люди берут велосипед в центре, чтобы доехать до пляжа, но там не специальных площадок для этого транспорта. Понятно, что тащить обратно в центр велосипеды просто лень, поэтому их оставляют на пляже. В Берлине программа сработала очень хорошо, потому что к ее осуществлению подключились метро и железные дороги. Ты можешь взять велосипед на вокзале и оставить его на какой-нибудь станции. На каждой остановке есть специализированные стоянки. Мне кажется, что и в Москве можно сделать что-то подобное. Ситуация с пробками у вас непростая. А планировка города, равнинность местности и ширина улиц вполне позволяет сделать дорожки для велосипедистов».
Остается надеяться, что россияне однажды начнут брать пример с лондонцев, парижан и берлинцев, и массово будут передвигаться на велосипедах не только летом, но и зимой.