3.12.2013

Город открытий

Захватывает дух от вида на Лиссабон с укреплений Замка святого Георгия. Холодная голубизна реки Тежу окаймляет бесконечные волны терракотовых, красных и оранжевых крыш города. Лиссабон со всех сторон объят роскошными долинами и вздымающимися холмами, придающими городу силуэт песочных часов.

«Вид действительно необыкновенный», — говорит португальский архитектор Жоан Луйш Карриу да Граса. — «Вы можете заметить в городском пейзаже театральные пространства и зрительные залы, которые органично завершают пейзаж. Чистый резкий свет отражается от реки и от зданий… Да, это восхитительно».

Близость реки и моря всегда влияла на городскую архитектуру Лиссабона. «Двигаясь вглубь от береговой линии, вы можете пройти через 500 лет истории за девять километров пути: от Беленской башни XVI века на западе до архитектурного комплекса Всемирной Лиссабонской выставки 1998 года в Парке Наций на востоке», — рассказывает помощник мэра Лиссабона Мануэль Сальгадо.


Кубическая красота

Помешивая эспрессо, Мануэль задумчиво сидит в кафе динамичного Беленского Культурного Центра Лиссабона.

Мануэль спроектировал это необычайнее кубическое здание вместе с итальянцем Витторио Греготти для представительства Европейского Союза в Португалии в 1992 году. Он считает его памятником современной Португалии.

«Скорее всего, вы не найдете в Лиссабоне римские скульптуры, лондонские парки или парижские бульвары», — говорит он. — «Но я советую гостям города прогуляться от геометрически правильного района Байша в центре города к хаотичным средневековым улицам, которые спиралями закручиваются вокруг холмов. Эти улицы полны секретных двориков и скрытых дворцов».

Под стенами Культурного центра ходят многопалубные круизные лайнеры. Они, послушные тому же течению, что приводило сюда португальских первооткрывателей XV-XVI веков, сейчас рассекают речную гладь под элегантным подвесным Мостом 25 апреля.

В Белене наследие эпохи великих открытий выражено в архитектуре особенно ярко. Находящаяся под опекой ЮНЕСКО Беленская башня, чья артиллерия однажды защитила реку; 50-метровый Памятник первооткрывателям, который увековечил в камне выдающихся португальских деятелей эпохи Великих географических открытий; изысканный Морской музей, а также ошеломляющий монастырь Жеронимуш.

Внутри монастыря Жеронимуш основатели компании, созданной для демонстрации истории архитектуры Лиссабона, Нуно Фигериас и Эмануэль Роман указывают на каменные композиции, которые запечатлели португальскую эпоху Великих географических открытий. Вырезанные в камне морские чудовища, канаты и экзотические растения переплетаются вокруг колонн, арок и проходят по потолку.

За традиционным обедом из тушеного мяса и овощей Эмануэль и Нуно рассказывают, как разные архитектурные стили были привезены на кораблях в Лиссабон, а затем, претерпев некоторые изменения в этой международной столице, распространялись по всему миру.

Например, знаменитые черно-белые мозаичные мостовые Лиссабона можно найти далеко за пределами Португалии — на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро и улицах столицы Мозамбика Мапуту.

В Лиссабоне история архитектуры за минуты разворачивается от мрачной драмы Лиссабонского собора XII века и разбитых ребер готического монастыря Конвенту-ду-Карму до мавританского романтического Вокзала Росиу XIX века и метро-туннелей Алвару Сиза XXI века. Гостей Лиссабона впечатляет особая музыка города: звенящие трамваи с трудом поднимаются по мощеным улицам, болтающие туристы бродят по ярким мозаичным площадям, гитаристы наполняют стены замка современной музыкой, возле захудалых баров за рюмочкой вишневого ликера смеются мужчины.

В кафе «A Brasileira», излюбленном месте встреч всех поэтов и артистов, Тереза Дуарте и Паулу Пайш из Министерства градостроительства Лиссабона рассказывают, как в 1755 году землетрясение полностью разрушило город, дав драматическое начало совершенно новому витку развития архитектуры города.

Средневековые улицы

«Район Байша в центре Лиссабона является уникальным, потому что он был построен быстро и с учетом строгих архитектурных принципов», — рассказывает Паулу. — «Единый план лег поверх бывших здесь до землетрясения беспорядочно переплетенных средневековых улочек.

Все здания имеют пропорциональные размеры и построены из новых, сейсмоустойчивых материалов».

«В результате получился особый, гармоничный архитектурный ритм», — добавляет Тереза.

Напротив Байши находится восхитительная Торговая площадь Праса-ду-Комерсиу, созданная инженерами XVIII века и спустя век дополненная Триумфальной аркой.

Блистающая великолепными статуями площадь относится к эпохе Великих географических открытий, а ее архитектура наполнена глубоким смыслом. Все пространство сделано так, чтобы производить такое же впечатление, каким оно было во времена открытий, когда вернувшиеся из дальнего плавания моряки причаливали почти к порогу королевского дворца.

Всего в десяти минутах езды отсюда расположился совершенно другой район — Парк наций, где прошла Всемирная выставка 1998 года, а затем было торжественное празднование 500-летия со дня рождения Васко да Гама, португальского мореплавателя, чье открытие пути в Индию стало революционным и изменило судьбу Европы и всего мира. Сегодня в павильонах на берегу реки расположились многочисленные магазины, рестораны, бары и общественные здания. Гигантский Океанариум привлекает тысячи туристов, но для Эмануэля современная архитектура остается главной приманкой этого района.

«Над созданием Выставочного центра работали лучшие архитекторы мира, и это чувствуется в энергетике Парка наций», — говорит он, проезжая мимо фонтанов в форме вулканов. —  «Например, здешний вокзал Ориенте был спроектирован испанцем Сантьяго Калатрава, а Португальский павильон создал португалец Алвару Сиза. Посмотрите, огромный купол сделан из бетона и весит не одну тонну, а выглядит легким, как воздух!»

«Отсюда открывается отличный вид на реку. Для Португалии лиссабонская река Тежу всегда была воротами в Большой мир».

Европейское вдохновение

Алвару Сиза и Эдуарду Соуту де Моура — два уроженца Португалии, которым удалось получить высшую в архитектуре Притцкеровскую премию — в 1992 году и в 2011 году соответственно. Они оба много работали за пределами Португалии. «Сиза, например, трудился в Испании, в Нидерландах, в Германии и в Италии», — рассказывает архитектор Эмануэль Роман. — «Благодаря международному признанию, многих португальских архитекторов приглашают преподавать в европейских университетах, а молодые архитекторы легко находят работу в европейских бюро».

Подготовлено по  материалам проекта «Европа готова к встрече»

logo