Евроэкспресс

Хорошие дороги – признак принадлежности к европейской цивилизации

У россиян одной из самых частых ассоциаций, связанных с Европой, являются великолепные дороги. Комфорт, удобство, скорость, качество – все это действительно есть на дорогах в ЕС. А как насчет правил движения и дорожных знаков? «Европульс» предлагает обзор европейских тенденций в области организации дорожного движения.

Примерно 90% дорожных знаков в России и в Европе – одинаковые. Стандартизация здесь служит людям, иначе водителям пришлось бы каждый раз при пересечении границы вспоминать о том, какие же именно правила все еще действуют на этой территории, а что уже неактуально.

Эмансипированная Европа?

Однако само исполнение одних и тех же дорожных знаков в разных европейских может существенно отличаться от страны к стране. В Чехии, например, пешехода на «зебре» часто изображают в шляпе, и этот знак обведен красной линией, тогда как в большинстве стран пешеходный переход обозначается на голубом фоне.

С 2007 года в Швеции в небольшом городке Хэсслехольм на знаке пешеходного перехода изображена дама в юбке – так было сделано по требованию чересчур эмансипированных местных жительниц, которым чем-то не угодил стандартный схематический человечек-мужчина, которого в Швеции традиционно называли «Господин Идущий» — из уважения к пешеходам вообще. И теперь пешехода в юбке называют «Госпожа Идущая».

А в Испании на подобных эмансипированных знаках дама в юбке еще и носит прическу «хвостик», чтобы уж ни у кого из водителей не оставалось сомнений, что перед ними именно женщина, а не монах.

В Мадриде даже у светофора есть фигурка женщины-пешехода, причем пока горит зеленый свет, то изображение меняется с пиктограммы мужчины на женщину и обратно. Кстати, такая же светофорная мода есть и в некоторых городах Германии.

Долой лишнее!

Сейчас в Европе есть один очень распространенный тренд – правила дорожного движения повсеместно стремятся к упрощению, и дорожная полиция совместно с местными властями идет по пути удаления лишних дорожных знаков, ненужной разметки и светофоров. Согласно новой концепции, дорожное движение является продолжением здравого смысла, а потому вполне может быть отрегулировано с помощью естественного взаимодействие между людьми.

Уважение водителей друг к другу в такой среде становятся решающим фактором поведения на дороге. Согласно новым веяниям, проезжая часть не должна отличаться от тротуара или велосипедной дорожки, а автомобилисты лишаются любых привилегий на дороге. Именно поэтому туристы из России с удивлением наблюдают множество велосипедистов в городах Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции и Великобритании. Попробуй только автолюбитель не уступить дорогу велосипедисту – мигом будет наложен немалый штраф.

Когда правили едины для всех, и каждый участник добровольно следует им, то дорожные знаки оказываются лишними. В Германии, например, дорожный знак встречается через каждые 30 метров, а всего в стране их более 20 миллионов.

Исследования по безопасности дорожного движения свидетельствуют, что водители не обращают внимание почти на 70% дорожных знаков. Так зачем же содержать эти 70% знаков? Лучше бы их убрать!

В Нидерландах уже 15 населенных пунктов лишены дорожных знаков, и при этом количество несчастных случаев там снизилось на 90%.

Борьба с пробками

В Лондоне провели эксперимент по удалению светофоров с самых загруженных улиц, и оказалось, что общая скорость немного снизилась, но движение стало менее лихорадочным, а пропускная способность трассы выросла в среднем на 15%. При этом число аварий снизилось на 60%.

На знаменитых немецких автобанах есть уникальное транспортное решение – отменены любые ограничения скорости. И единственная преграда для лихачей, выжимающих полный газ – это электронные ограничители скорости, устанавливаемые автопроизводителями .

Еще одно успешное европейское решение по избежанию заторов – перекрестки с круговым движением. В небольших городках, где невозможно построить многоуровневые развязки, просто организовали перекрестки с круговым движением, правила проезда которых отличаются от российских. Например, в Европе преимущество имеют транспортные средства, въезжающие на круг, а в России все наоборот. А в Германии пошли еще дальше, и запретили водителям при въезде на такие перекрестки включать «поворотники» — чтобы не вводить в заблуждение других водителей.

Безопасность – это основа

Во многих странах Европы возникли те требования к обеспечению безопасности, которые впоследствии были приняты и в России. Например, включение ближнего света фар при движении – обязательно практически во всех странах ЕС.

С другой стороны, в зависимости от местоположения региона использование шипованных колес может быть как строго запрещено, так и строго обязательно. На юге Европы, где снег редок, шипы запрещены. В Финляндии – все наоборот: с 1 ноября по 31 марта можно ездить только на шипованной резине.

Использование детских кресел и обязательное использование устройств типа hands-free – это тоже тренды, которые на Россию распространились из Европы.

Между прочим, не всякая дорога в Германии и в Австрии является автобаном, и лихачить в неразрешенных для этого местах будет стоить очень дорого. Во всех населенных пунктах скорость движения ограничена 50 км/ч – это на 10 км ниже, чем в России.

А в Нидерландах для безопасности всех участников движения запрещена парковка транспортных средств ближе, чем в 30 м от светофора.

Любишь кататься – плати!

Помимо огромного количества штрафов за нарушения правил дорожного движения, большое количество европейских являются платными. Так дело обстоит во Франции, В Германии, в Австрии. При въезде в страну водителю необходимо получить специальный талон, время действия которого ограничено. Бесплатные дороги обозначены зеленым цветом.

Цена бензина в Европе существенно отличается от российской — в большую сторону. В среднем один литр 95-го бензина стоит в Европе примерно 1 евро. Да, 92-го бензина в ЕС нет, его просто не производят и не импортируют, зато очень большой популярностью пользуются автомобили с дизельными двигателями, и соответственно, в Европе можно без проблем заправиться «соляркой» (которая примерно в 1,5 раза дешевле бензина).

Парковочные места в европейских городах в основном платные, в каждом свободном месте стоит «паркомат», который с радостью опустошит ваш кошелек от 1 до 4 евро (в зависимости от страны).

Зато при всех прочих плюсах и минусах автомобилем в Европе именно как средством передвижения пользоваться очень удобно, и аренда машины в ЕС (на срок от недели и выше) обойдется в 150-200 евро.

Фото: Unsplash

Поделиться в соцсетях