Евроэкспресс

Хрупкая красота: 5 необычных достопримечательностей в Европе, которым потребовалась помощь

Время, природа, человек — три источника угрозы для сокровищ истории и культуры. Сложной судьбы не избежали пять необычных достопримечательностей в Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Испании. Эти места вошли в список европейских объектов наследия, находящихся под угрозой исчезновения. Такой список каждый год составляет европейская сеть Europa Nostra, чтобы к оказавшимся уязвимыми достопримечательностям спасение пришло как можно быстрее.

Путешествие в XIX век: паровая железная дорога Ахензее в Тироле (Австрия)

В горной Австрии есть огромное озеро Ахензее, оно же —  Тирольское море, прозванное так за размеры и за голубую, цветом совсем как морская, воду. И вода эта чистейшая, прозрачная на десять метров, так как озеру присвоен статус заповедного. С весны по осень здесь собираются любители пляжного отдыха и водных развлечений. Зимой же развлечения в основном сухопутные: несколько десятков альпийских деревень у Ахензее превращаются в первоклассный горнолыжный курорт.

В этом туристическом раю есть своя особенная достопримечательность —  единственная железная дорога в мире, которая с момента своего открытия в 1889 году по сей день использует железнодорожное оборудование конца XIX века. Ездит по ней сказочный паровоз на угле, какие можно увидеть теперь только в историческим кино.

Локомотив тащит за собой по узкой колее несколько пассажирских вагонов. Но это не все: есть еще ремонтная мастерская, подлинные 130-летние рельсы, плотины и мосты. Концессионный документ на открытие железной дороги подписал австрийский император Франц-Иосиф I, и копия этой бумаги висит в переднем вагоне.

Путь на этом поезде от вокзала города Йенбаха, что в сорока километрах от Инсбрука, вверх, в горы, до причала озера Ахензее занимает чуть меньше часа и проходит в основном по лесу, навевая ассоциации с немецкими сказками о лесорубах и Ганзе с Гретель. В дороге поезд дважды делает остановки, контролер в аутентичной форме проверит его и вернет на добрую память о путешествии в позапрошлый век.

Особенно ценно то, что больше подобных образцов европейского промышленного наследия нет. Другие старинные железные дороги, использующие паровозы и вагоны той же системы, уже давно закрыты или разрушились из-за отсутствия модернизации и естественного старения металла.

Но и у сохранившейся здесь в Австрии железной дороги дела пошли неважно: к 2020 году она обанкротилась. А средства просто необходимы: уникальная инфраструктура подвержена риску быстрого износа из-за отсутствия должного технического обслуживания. Дорогу пришлось остановить, поезд – поставить в депо.

Международный комитет сохранения промышленного наследия и Международный совет по памятникам поддержали кампанию по спасению железной дороги, которую инициировали местные тематические ассоциации и активисты. Так что старинный паровоз еще отправится по привычному маршруту.



Город смерти: кладбищенский комплекс Мирогой в Загребе (Хорватия)

В Загребе есть старинное кладбище-парк в эклектическом стиле неоренессанса и неоклассики. Любителей гулять в местах последнего пристанища хватает: на кладбищах витает особый дух спокойствия, примиряющий человека с мыслью о том, что тело бренно, зато дух вечен.

150 лет назад это отлично понимали, поэтому в 1876 году кладбище Мирогой сразу создавалось не только как место для захоронений, но и как роскошный парк с особенной атмосферой, созданной разнообразием архитектурных малых форм, скульптур и декоративных элементов в оформлении гробниц и склепов. Дополняют картину высоченные, величественные, как крепость, каменные стены вокруг кладбища, увитые зеленью и увенчанные громадными куполами.

Мирогой можно назвать своего рода городом смерти с оригинальной архитектурой, городом, в котором остановилось время.

Мирогой —  не только красивый и таинственный парк, это настоящий национальный пантеон и первое в Хорватии многоконфессиональное кладбище. Это культурное наследие Хорватии, включенное в Европейский кладбищенский маршрут и Ассоциацию значимых кладбищ Европы. Его «резиденты» —  многочисленные хорватские сановники, художники, писатели, музыканты, ученые, спортивные деятели, политики.

В марте и декабре 2020 года в Загребе случились сильные землетрясения, которые нанесли серьезный ущерб уникальному кладбищу-парку. Его аркады, павильоны, церковь Христа-Царя и многие надгробия и скульптуры оказались повреждены. Министерство культуры и средств массовой информации Хорватии объявило о чрезвычайных мерах по спасению объекта, но пока что оценку ущерба и последующую работу по восстановлению кладбища мешает провести пандемия. Однако спасать Мирогой планируют уже в ближайшем будущем.

Свидетель Моцарта и Гете: сад Джусти в Вероне (Италия)

Сад Джусти находится в родном городе Ромео и Джульетты, и можно представить себе эту пару гуляющей по садовым дорожкам парка. И это вполне могло бы происходить, ведь сад, заложенный в 1570 году здешним графом Агостино Джусти, старше знаменитой трагедии на четверть века. Это один из лучших образцов типичного тосканского ренессансного сада, который сохранился в своем первоначальном виде до наших дней — и даже до сих пор принадлежит все той же семье.

Проектировали сад с учетом канонов, принятых при дворе Медичи. Наверное, современному человеку покажутся немного старомодными особенности паркового дизайна XVI века с его гротами, амфитеатрами, античными скульптурными группами и лабиринтами из кустарников. Однако здесь полностью сохранился дух старины, предлагающий посетителям редкий шанс ощутить себя в эпохе 500-летней давности и затеряться среди кипарисовых зарослей и оглушительного треска цикад.

Сад ярусами поднимается на холм, постепенно превращаясь в лес на скале, а в одном укромном месте построена небольшая башенка, а в ней — секретная лестница. Перед тем, кто отыщет лестницу и поднимется по ней, раскинутся красивейшие панорамные виды на город.

Но в первую очередь сад Джусти – не туристическая достопримечательность, а редкий памятник истории и архитектуры. Аллеи Джусти видели Моцарта, Гете, Козимо Медичи, королей различных стран и эпох, включая российского царя Александра Первого. Велика и ботаническая ценность сада, потому что здесь растут редкие виды хвойных и лиственных деревьев, а также самшитовый лабиринт сложной конструкции, один из старейших в Европе.

В 2020 году сад Джусти был поражен тремя сильными грозами, которые нанесли огромный ущерб всему участку. Около трети деревьев и часть самшитового лабиринта оказались выкорчеваны, были сломаны несколько статуй и повреждены системы освещения и орошения. Пришлось также приостановить давно намеченные крупные реставрационные работы на крыше главного дворца. Нынешний владелец сада, потомок Агостино Джусти, пока что смог только убрать вырванные с корнем деревья, закрепить стены и составить предварительный бюджет на реставрацию всего сада.

Пять островов Эгейского моря (Греция)

Греческие острова, входящий в архипелаг Киклады, по праву считаются одними из самых красивых в мире. Если пролететь над ними на низкой высоте, зрелище предстанет незабываемое: прозрачное море всех оттенков синего и зеленого и скалистые нагромождения, окаймленные белейшими песчаными пляжами. Островки небольшие, раскиданы в море недалеко друг от друга, и каждый из них — живописный гористый уголок, застроенный по склонам знаменитыми белоснежными домами с синими дверями и ставнями, колоннадами, церквями, маяками, лестницами. Все это с таким мастерством вписано в ландшафт, что здания кажутся выросшими из камня.

Кикладский бело-синий стиль давным-давно стал знаменитым во всем мире благодаря острову Санторини, чей пейзаж украшает страницы всех глянцевых журналов и туристических рекламных проспектов. Но Киклады в глазах искушенных путешественников обладают дополнительным и несомненным достоинством: на его острова редко приезжают любители массово популярных курортов. На роскошных пляжах этого архипелага немноголюдно, как и у местных достопримечательностей, а на островах есть что посмотреть.

На острове Аморгос есть удивительная пещерная церковь и руины античного города Эгиале, на Кимолосе —  дома, построенные из вулканической лавы, замок и интереснейший археологический музей, на Китире (альтернативной Кипру родине Афродиты) —  пляжи с красным песком. Тинос может похвастаться восемью сотней церквей (у каждой из них своя архитектура), а Сикинос —  поставщик первоклассных вин с древнегреческих времен.

Сегодня этот удивительный многослойный мир пяти островов находится в серьезной опасности: на островах греческие власти решили установить ветрогенераторы, в том числе рядом с археологическими памятниками и на фоне традиционных деревень, что испортит уникальный пейзаж. Ветряки самим островам в таком количестве не нужны – они предназначены для передачи энергии другим греческим регионам. Поэтому активисты забили тревогу и собираются убедить власти не портить пейзажи Киклад.

Храм вестготов: часовня Сан-Хуан-де-Сокуэва в Кантабрии (Испания)

Сан-Хуан-де-Сокуэва — это древняя каменная часовня в Скалистых горах в регионе Кантабрия на севере Испании. Его историческая и культурная ценность огромна: часовня была построена вестготами в 660-680 годах, еще до завоевания Иберийского полуострова маврами, и считается самым древним религиозным сооружением в Кантабрии.

Часовня, построенная рядом с древним пещерным городом, по-прежнему служит по своему назначению для местной общины. Верования этой общины нерядовые: это культ святого Иоанна Крестителя, возникший во II веке нашей эры.

Время не пощадило Сан-Хуан-де-Сокуэва. Тревогу вызывает портик часовни: его крыша не очень-то надежно закреплена на скале и может обрушиться в любой момент. Часовня продолжает ветшать еще и потому, что в нее может зайти любой турист, что для строений такого преклонного возраста весьма опасно.

Сейчас департамент культуры Кантабрии занимается исследованием, диагностикой и консервацией часовни. Когда эти работы закончатся, будет объявлен конкурс на реставрацию Сан-Хуан-де-Сокуэва.

Europa Nostra – европейская сеть общественных организаций и публичных лиц, которые борются за сохранение историко-культурного наследия Европы. Ежегодно с 2013 года Europa Nostra ежегодно выбирает европейские достопримечательности, которые находятся в наиболее уязвимом состоянии. Цель программы – не только сохранить историко-культурное наследие, но и рассказать о малоизвестных достопримечательностях.