18.06.2018

«Интерьер финского дома — это часть нашей национальной идентичности»: посол Финляндии в России Микко Хаутала

Посол Финляндии в России Микко Хаутала рассказал «Европульсу» о том, как оформление жилого и рабочего пространства характеризует финнов, и показал это на примере здания посольства Финляндии в Москве.

— Современный финский дизайн зародился в начале XX века и развивался вместе с нашей демократией и государственностью. Поэтому интерьер финского дома — это часть нашей национальной идентичности.

У нас, финнов, существует идеал — надо сказать многое, не тратя на это много слов. Мы не очень ценим болтовню ради болтовни (или, если хотите, светскую беседу). Точно такой же принцип и в дизайне — все должно быть на своем месте и все должно использоваться.

Фото: редакция «Европульса»

 

Аксессуары по делу

Финны (особенно средний класс — люди, которые живут в городах) ценят простые формы и простые вещи. Но нельзя нас упрекнуть в том, что мы уделяем мало внимания обустройству домашнего очага. Просто красота — в первую очередь в гармонии, а не в обилии деталей или элементов интерьера. Пожалуй, тут есть и доля аскетизма. Например, вместо того, чтобы покупать много столовых сервизов, мы скорее купим один, но хорошего финского дизайнера, и эти чашки и тарелки послужат не только нам, но и нашим детям.

Это не значит, что финны совсем не любят интерьерные аксессуары. Например, у нас есть знаменитые птички, которых придумал дизайнер-стеклодув Ойво Тойкка в 1972 году. Их принято дарить, когда в семье происходит важное событие — например, когда рождается ребенок. Птички Тойкки бывают самых разных форм и размеров. В основном это настоящие виды птиц, которые живут в финских лесах, но есть и выдуманные. В посольстве Финляндии в Москве, например, есть белые и синие — в цветах флага Финляндии.

Фото: редакция «Европульса»

Как финский дизайн стал брендом

Сначала у финских дизайнеров — создателей домашней утвари, мебели, одежды — была одна задача: обеспечить жителей тогда не очень богатой страны всем необходимым. Поэтому вещи были лаконичными и без лишних деталей. Если вы посмотрите на столы и стулья в нашем посольстве, вы вряд ли примете их за дизайнерскую мебель – такие они простые. А между тем, это произведения дизайнера Элли Руут, созданные специально для здания посольства в 1940-х годах. Стулья очень удобные: мы везде стараемся обустроиться с комфортом, чтобы было приятно работать — будь то в Хельсинки или в Токио.

Экспорт финских предметов дизайна начался только после Второй мировой войны, когда уже всю Европу охватила мода на модернизм, который тоже отличается минималистичностью. С тех пор финский дизайн стал брендом.

Фото: посольство Финляндии в России

Серьезные люди c Муми-троллем

Мы очень гордимся тем, что наш дизайн узнают и хотят покупать по всему миру. Ожидаемо нас понимают ближайшие соседи — шведы, датчане, норвежцы.

Что интересно, финским дизайном очень интересуются японцы. И не только дизайном. У всех наших дипломатов в Японии на визитках нарисован Муми-тролль. Потому что для японцев Финляндия — это маленькая и далекая страна, которую мало кто знает. А Муми-тролля знают все. Мы серьезные люди, но не воспринимаем себя слишком серьезно.

Пароход во льдах как финская черта

Был курьезный случай: когда я только приехал работать в Москву, в резиденции я увидел картину «Пароход во льдах», которая висела в моем кабинете в Хельсинки. «Не может быть, — подумал тогда я. — Кто ее сюда привез? Когда?».

Я-то точно знал, что этого не делал, хотя картина мне всегда нравилась. Она показывает стойкость характера и умение справляться с трудностями даже в безвыходных ситуациях — например, когда твой корабль застрял во льдах, которые грозят его сдавить. Это очень финская черта. У нас есть поговорка: когда перед нами стоит задача, мы делаем все возможное, чтобы ее решить, потом мы делаем и невозможное, но на это уходит чуть больше времени. Так вот, оказалось, что в Москве находится копия той картины, которая висела у меня в кабинете.

Финское на 100%

У посольства в Москве есть одно большое преимущество. Это здание проектировали и строили во второй половине 1930-х годов специально под посольство. Поэтому здесь очень продуманные интерьеры: большое пространство для приемов, открытая территория, зимний сад, рядом рабочие кабинеты, а сверху — жилые комнаты для посла и его семьи.

Само здание ужа стало своего рода иконой стиля. До сих пор многие говорят, что оно выглядит как коробка или что оно выбивается из ансамбля улицы. Лично мне здание нравится, потому что оно финское на 100%. План делал финский архитектор, все работы производились финнами или по крайней мере, под руководством финнов. Даже материалы привозили в Москву из Финляндии.

Даже предметы мебели, которые выбиваются из общей обстановки, на самом деле подчеркивают наши национальные черты. В салоне, где мы принимаем гостей, есть мебель в стиле неорококо XIX века. Сложно представить, что ее тоже сделали финские дизайнеры – она довольно вычурная, с тонкой резьбой и позолотой.

Дело в том, что эту мебель привезли в Москву из консульства Финляндии в Ленинграде. Там она появилась еще до того, как в Финляндии стал развиваться самостоятельный стиль. И когда пришло время обустраивать новое посольство, правительство решило – раз у нас есть пригодная мебель, почему бы ее не использовать? Так что это еще одно свидетельство бережливой натуры финнов и нашего правительства.


«Европульс» благодарит Посольство Финляндии в России за помощь в подготовке интервью.

logo