19.07.2017

Как оказаться в шоколаде: личный опыт из Таллина

Эстонка Аннели Вийк ушла из финансов, чтобы открыть собственный бизнес и делать то, что она по-настоящему любит. Корреспондент «Европульса» съездила в Таллин, чтобы узнать, легко ли оказаться в шоколаде.



В Аннели Вийк, жительнице Таллина, чувствуется та неукротимая энергия и настоящая страсть, которая сворачивает горы. Такой страстью для нее стал шоколад.

Мы с ней находимся в его резиденции – в названном по имени хозяйки крошечном уютном кафе в центре Таллина. Аннели, которая когда-то была финансовым менеджером, теперь не только угощает клиентов шоколадом, но и готовит его по собственным рецептам.

Кухня кафе отделена от зала стеклом, так что за тем, как кондитер в белом колпаке смешивает, формирует и украшает, я наблюдаю прямо из-за стола.



Мы с Аннели сидим рядом с витриной с шоколадными конфетами ручной работы, каждая из которых носит название знаменитой оперы – «Мадам Баттерфляй», «Пер Гюнт», «Набукко», «Тоска», «Аида». «Фауст» – это шоколад с фисташковым кремом и начинкой из пралине (прослеживается французский след в конфете «по мотивам» оперы французского композитора), «Отелло» – трюфель с ликером амаретто (привет итальянцу Джузеппе Верди!), а в «Годунове» есть водка с перцем.

Перед мной стоит чашка с горячим шоколадом по рецепту Аннели, и можете себе представить, какие ароматы царят в этом магическом месте!

Но шоколадное кафе, несмотря на свой уют, — такое же сложное дело, как и любой другой бизнес.

Аннели начала производить шоколад ручной работы по собственной рецептуре в 2004 году, не имея в этом никакого опыта. Просто Аннели очень любила шоколад, и когда ей захотелось перемен в жизни, ее пристрастие к «бутиковому» шоколаду, который она покупала в Европе, сделало свое дело. Тогда шоколад ручной работы, созданный не на крупной фабрике, а в маленьком цеху шоколадного бутика, в Таллине еще почти нигде не продавался.



— Я поехала учиться искусству производства шоколада в Ecole de Grand Chocolat в Вальроне во Франции. Свой бизнес я начала самостоятельно, без инвестиций — вложила в старт все накопления, которые у меня были на тот момент.

И еще ей очень пригодился опыт в финансовом менеджменте.

— Для того, чтобы собственный маленький бизнес был успешным, ты должен занять свою нишу на рынке. Для этого нужно делать что-то особенное, что будет отличаться от предложений конкурентов, и качество должно быть лучше, чем у крупных производителей. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле себестоимость сырья, поэтому маленькому бизнесу необходимо и качеством, и оригинальностью оправдать свою более высокую цену.

Шоколадный бренд Anneli Viik специализируется на производстве трюфелей, украшенных натуральными ягодами, прошедшими небольшую термическую обработку.  Аннели с гордостью говорит, что источником вдохновения для создания такого лакомства стала эстонская природа.

Шоколад Аннели долго не хранится и поэтому она не может конкурировать с крупными производителями. Но работа в формате малого бизнеса с шоколадом, который необходимо быстро продать без длительного хранения, — сознательный выбор Аннели, один из принципов, на котором строится ее бизнес.

— Конечно, конкуренция в нашем деле существует, но я чувствую себя уверенно. Мои позиции сильны, потому что я не иду на компромиссы – не использую дешевые ингредиенты, не кладу консерванты, чтобы продлить срок хранения.

Аннели уверена, что за этим к ней и приходят клиенты, потому что приготовленный по таким принципам шоколад получается вкуснее, чем у других, более рентабельных, брендов — например, знаменитой марки эстонского шоколада Kalev.



Ее семья и друзья очень переживали по поводу ее начинания, да и она сама волновалась, оценят ли ее шоколад потенциальные клиенты. Но сейчас страхи и сомнения уже остались в прошлом.

— Я буду идти в ногу со временем, так же потихоньку будет меняться и моя продукция, но принципы моего бизнеса останутся прежними. Со временем хотелось бы делать больше «шоколадных» спецпроектов для разных мероприятий – в этой сфере я вижу для себя возможности роста.

Кстати об изменениях – этой осенью Аннели собирается ввести новую упаковку для своего шоколада, который продается не только в кафе, но и в коробках по предварительному заказу, в том числе и компаниям, которым нужны «съедобные» брендированные подарки.

При всей своей улыбчивости и доброжелательности она производит впечатление человека, четко определяющего свои цели и не позволяющего сбить себя с толку. Признает свои недостатки при ведении бизнеса («Мне бы следовало улучшить качество своей работы в активных продажах») и понимает, как их исправить («Буду искать партнера с таким умением»).



Но вкуснейший горячий шоколад почти допит, и наш разговор с Аннели также подходит к концу. На прощание я прошу ее дать несколько советов начинающим предпринимателям и тем, кто никак не может решиться начать свое дело.

— Чтобы начать свой бизнес, полезно иметь образование в области экономики, права или чего-то такого же практического — это очень поможет развитию бизнеса в любой выбранной тобой сфере. Также нужно уметь работать с цифрами: важно вести учет и четко знать, что составленный бизнес-план реалистичен. Но самое главное: ты должен делать то, что тебя действительно вдохновляет, к чему ты испытываешь страсть.

logo