Евроэкспресс

Как создать комикс? Советы чешской художницы Люции Ломовой

Чешская художница Люция Ломова впервые познакомилась с комиксами, когда еще дошкольницей жила с семьей в США. О том, как сделать комикс понятным, и почему в Чехии комиксы сейчас переживают «золотой век», Люция рассказала «Европульсу».

Поставить себя на место читателя

Самое главное для меня – сделать комикс понятным. Для этого нужно поставить себя на место читателя – достаточно ли картинок описывают каждую ситуацию? Не надо ли добавить слов? Все ли герои узнаваемы? Вы с читателем партнеры: художник хочет рассказать историю, а читатель – ее понять.

Например, у вас есть три картинки: человек, идущий по улице; цветок в горшке, который начинает падать с подоконника; карета скорой помощи.  Это, скорее всего, — история про человека, который шел себе по улице, как вдруг на него упал цветок, и его пришлось отвезти в больницу.

Это то, что поймет читатель, даже если вы не будете рисовать, как этот самый горшок упал на голову бедному прохожему.  А вот если вы так хотите рассказать о судьбе букашки, которая сидела на том самом цветке, выбор картинок не лучший.

Найти идею, которая по-настоящему увлекает, и продумать сюжет

Создание комикса – это комбинация рациональной и интуитивной работы. Сначала у вас должна быть идея — сильная и такая, чтобы вам нравилась. Она должна стать путеводной звездой, потому что процесс написания комикса иногда очень длительный, даже болезненный.

Потом я придумываю историю – очень приблизительно. Иногда достаточно плана в голове, но, если сюжет долгий и запутанный, лучше выписать, что должно случиться.

Один из моих известных комиксов «Дикие» рассказывает про чешского путешественника и этнографа Альберто Войтеха Фрича, который изучал южноамериканские племена. Я загорелась этой идеей, когда подруга рассказала мне о классной книге, которую она прочитала. Мне это показалось очень интересным, я прочитала книгу, связалась с потомками Фрича, с одним из них мы теперь хорошие друзья.

Когда я закончила трехлетнюю работу над этим комиксом, мне нужен был перерыв,  потому что писать про реальный мир довольно сложно. Нужно все проверять и перепроверять: как выглядели места, как одевались люди, как они выглядели… И я решила написать детективную историю, поскольку думала, что это будет легче. Оказалось, что детективные истории писать тоже очень трудно, потому что тебе надо все детали сюжета придумать заранее.

Комикс Люции Ломовой «Дикие» / Sauvages

Решить, как использовать пространство страницы

Затем начинается самая важная для меня часть – я распределяю все сцены по порядку и решаю, сколько места отводить под каждый эпизод.

Наверное, самое главное в комиксе – это то, что происходит между картинками. В комиксе важно все пространство страницы. Какая картинка должна быть на том или ином месте, надо ли их равномерно распределить по странице или нет – все это имеет значение.

Но процесс не всегда происходит именно так. Когда я придумывала своих самых популярных персонажей, мышек Анну и Йозефа, я совсем не думала о структуре страницы и о том, как ее будет воспринимать читатель. Это было 30 лет назад, мы с сестрой просто играли с бумагой, и вдруг образ маленькой мышки как будто появился сам собой. Но герой — не всегда главный элемент комикса. В центре может быть, например, какое-то историческое событие или природное явление.

YouTube видео

Не только для детей и глупых подростков

Свой первый комикс – ту самую историю про мышек Анну и Йозефа — я издала в 1989 году, прямо перед бархатной революцией. Тогда в Чехословакии комиксы были непопулярны. В коммунистический период они считались недостойной буржуазной выдумкой, существовал негласный запрет на публикацию историй в картинках кроме детских книжек.

Комикс Люции Ломовой «Анка и Пепик»

Сразу после революции появилось очень много частных издательских домов, и многие стали издавать комиксы. В результате комиксы – и чешские, но в основном переводные – хлынули в книжные магазины. Это была первая волна свободы литературы. Но тогда еще было мало молодых и талантливых авторов в самой Чехии.

Бум и «золотой век» чешских комиксов начался в 2000-х годах. Комиксы начала поддерживать пресса и глянцевые журналы, даже рекламные компании обнаружили, что это отличный способ продвигать товары. Люди заметили этот жанр, и многие пришли к выводу, что он подходит не только для детей и глупых подростков – это выразительное средство, которое может передать любую тему, любой жанр. Я с оптимизмом смотрю на развитие комиксов в целом.

Комикс Люции Ломовой «Дикие» / Sauvages

Не только супергерои и манга

Мейнстрим остается мейнстримом. В Чехии, как и в России, у большинства комиксы ассоциируются с американскими супергероями или с японской мангой.

Но мне интереснее авторские истории, где один человек выступает и как сценарист, и как художник. Такие комиксы, возникшие из внутренней потребности автора, а не на заказ, всегда будут в меньшинстве. Хотя бы потому, что на их создание нужно гораздо больше времени, к тому же такой комикс часто требует больших усилий от читателя.  В Америке или во Франции, где культура комикса развита гораздо больше, авторские истории тоже не очень популярны по сравнению с мейнстримом.

Но кое-что отличает чешский комикс от других. В нашей стране не утолен «голод» познания собственной истории. Революция была не так давно; советское прошлое, о котором говорили мало, тоже рядом. Осталось много вопросов, на которые общество еще не нашло ответа. Поэтому и в нашем жанре многие обращаются к исторической тематике.

Один из самых популярных комиксов последних лет автора Яромира 99 «Алоис Небель» рассказывает о работнике железнодорожной станции, который живет на границе Чехии и Германии. Действие происходит в наше время, и к главному герою приходят видения из прошлого – как через границу шли немецкие солдаты. Согласитесь, эта тема вряд ли пользовалась бы популярностью в других странах.