Евроэкспресс

Киностудия Бабельсберг: как снимают кино на площадке с историей

«Европульс» побывал на старейшей киностудии в мире и выяснил, почему ее называют колыбелью немецких фильмов, какими технологиями она сегодня привлекает режиссеров и какую эпоху на ней воссоздать проще всего.

Старейшая из крупномасштабных киностудий мира Бабельсберг находится в Германии, в Потсдаме. Железнодорожная станция, от которой до студии пять минут пешком, так и называется —  Medienstadt Babelsberg, то есть «Медиагород Бабельсберг».

Говорят, что Квентин Тарантино, приехавший снимать в Бабельсберг фильм «Бесславные ублюдки», был в восторге от студийного павильона, где работали еще Георг Пабст и Фриц Ланг – легендарные кинофигуры, на творчестве которых он в том числе учился. Сотрудники киностудии, очевидно, тоже были в восторге от Тарантино, поэтому назвали его именем улицу напротив здания, в котором в 2009 году находился офис режиссера.

Киностудия Бабельсберг была основана в 1912 году. «Колыбель немецких фильмов», как ее ласково называют в пресс-релизах, действительно видела почти всех немецких знаковых режиссеров довоенного периода. И актеров: фильм «Голубой ангел», ставший трамплином для карьеры Марлен Дитрих, снимали в том самом павильоне, которым восхищался Тарантино. Теперь павильон носит имя актрисы. Высота потолка в помещении – 14 метра, деревянные перекрытия сохранились с двадцатых годов прошлого века.

— В двадцатые годы в Берлине было много маленьких киностудий, которые находились в основном в мансардах жилых домов, потому что многое в съемке тогда зависело от дневного света, — рассказывает «Европульсу» пресс-секретарь студии Бьянка Макаревич. — Но пленки были из материалов, которые легко воспламенялись, и в жилых домах в городе часто возникали пожары. Поэтому в какой-то момент полиция решила запретить съемки в центре города, и фирма Deutsche Bioscop (родоначальник современной студии. – «Европульс») стала искать новые решения.

Так на территории бывшей фабрики искусственных цветов появился первый стеклянный съемочный павильон, похожий на гигантскую теплицу. В этой «теплице» в 1912 году снимали фильм «Танец смерти» со звездой немого кино, датской актрисой Астой Нильсен в главной роли.

Сейчас на территории студийного комплекса размещаются порядка 100 — 120 фирм звукозаписи, кинопроизводства и производства спецэффектов. Общая площадь комплекса — больше 160 тысяч квадратных метров.

Киностудия XXI века

Традиционно крупнейшие мировые производители игровых фильмов – это Индия и США, Голливуд и Болливуд. А крупные страны-поставщики кино — Китай, Япония и Франция. Согласно отчету Goldmedia GmbH Strategy Consulting, подготовленномупо заказу министерства экономики ФРГ, из примерно 6 800 фильмов, выпущенных в мире в 2015 году, 236 было снято в Германии – это всего около 3,5% от общего объема производства.

Конкуренция между студиями с развитием цифровых технологий, в том числе Virtual Reality и Augmented Reality, высока. Поэтому на ежегодных кинофестивалях киностудии по мере сил и возможностей представляют технологии, разработки и мощности, которые позволят привлечь новых клиентов.

Одна из таких новинок в Бабельсберге – это объемно-аналитическая или волюметрическая съемочная студия, которая позволяет создавать «трехмерную реконструкцию тела», голограмму реального человека, которую затем можно обрабатывать как компьютерную модель. Это открывает для создателей кино новые возможности и делает результат цифровой обработки изображений еще более реалистичным.

Студия оснащена 32 камерами: изображение, созданное таким образом со скоростью несколько терабайтов в минуту, можно помещать в реальный и виртуальный съемочный мир и показывать фигуру актера под любым углом зрения. Съемочная капсула-студия сконструирована специалистами института информационной техники имени Фраунгофера (аналогичные студии есть в том числе в Лондоне и Сан-Франциско).

Традиционные способы создания съемочных интерьеров, однако, никто не отменял. Поэтому большие помещения в Бабельсберге по-прежнему занимают столярный цех и цех декорационный. Из полимеров мастера создают для кино обшивку стен, дверные ручки, статуи, могильные плиты, мраморные колонны, напольные покрытия и многое другое. Все это выглядит как настоящее даже вблизи – с первого взгляда отличить пластиковую «кафельную» плитку от настоящей невозможно.

Мастера работают и по старинке, и с использованием новых технологий – станков для резки пенополистирола и 3D-принтеров разных размеров.

— Актеры хотят работать в настоящих декорациях, а не на фоне зеленого экрана, — рассказывает Макаревич. — Многие уже на открытии волюметрической студии сказали, что это страшновато, они не знают, как себя вести, и к ней сначала нужно привыкнуть. Когда-нибудь это изменится, но игра актеров действительно различается в зависимости от условий, в которых они работают.

От посуды до фасадов

В хранилищах киностудии есть самый разный реквизит – от документов, посуды и книг до мебели и чучел животных. Все каталогизировано и оцифровано.

Мастера киностудии создавали реквизит для фильма Романа Полански «Призрак», главную роль в котором играет Пирс Броснан. Фильм основан на романе Роберта Харриса о бывшем премьер-министре Великобритании, прообразом которого был Тони Блэр; при этом создатели фильма уверяли, что про самого Тони Блэра речи не идет. Есть забавная деталь, связанная с реквизитом:

— В фильме есть сцена презентации книги, для сцены нужно было подготовить 200 книг. И Полански хотел, чтобы в обложку книги главного героя «Адам Лэнг. Моя жизнь» обязательно вставили текст книги Алистера Кэмпбелла «Годы Блэра», — рассказывает Макаревич.

Фонды киностудии располагают огромным собранием мебели и предметов интерьера 1960-х, так что на студии удобно снимать ленты про ГДР или СССР.

Реконструируют на киностудии и более давнее прошлое. В мае прошлого года открыли натурную площадку «Новая Берлинская улица»: на общей площади в 15 тысяч квадратных метров воссозданы исторические фасады берлинских домов от XVIII до XX века, детали районов и центральных улиц города. Площадку использовал режиссер Том Тыквер для съемок сериала «Вавилон Берлин», действие которого разворачивается в 1920-х.

Фасады можно менять очень быстро – для этого мастера декорационного цеха в кратчайшие сроки готовят объемные декорации из полимеров. Высота фасадов домов на улице –  12-15 метров, но их можно увеличивать и «надстраивать» посредством компьютерной обработки.

Проводить съемки здесь проще, чем в городе: во-первых, режиссерам часто бывает непросто найти подходящую натуру, а во-вторых, в Берлине согласовать натурные съемки довольно сложно — для этого в том числе нужно получить разрешение перекрывать улицы на период съемок.

— Например, для фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост» в 2015 году на несколько дней пришлось перекрывать мост Глинике, и это было нелегко, — говорит Макаревич.

«Отель Гранд-Будапешт», который получил сразу четыре «Оскара», снимали здесь в Потсдаме и в другом саксонском городе – Герлице. В главном фойе киностудии выставлена красная гостиничная стойка и гигантское панно с изображением оленя – эти декорации, использованные в съемках картины, создавали в студийных мастерских. Награду американская киноакадемия присудила в том числе художникам-постановщикам фильма.