Евроэкспресс

Money-travel по-европейски

Продолжаем купюр-тур по Европе, который «Европульс» начал на прошлой неделе статьей «Евро: путешествие с помощью денежных знаков». Вашему вниманию предлагается вторая и завершающая часть тура – играем на повышение!

В прошлый раз мы закончили путешествие на готическом стиле и самых ярких образцах этого направления в архитектуре. Теперь у нас на очереди следующая банкнота – оранжевая бумажка номиналом в 50 евро и красующийся на ней мост эпохи Ренессанса. Как известно, эта культурная эпоха в истории Европы, пришла на смену Средневековью и царила в умах тогдашних жителей Старого Света с XIV по XVI века.

Возвращение к Риму-50

Особенное значение в архитектуре Ренессанса придавалось формам античной архитектуры. На смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Ренессанс – это итальянское слово, означающее «Возрождение», и архитектуру этой эпохи проще всего найти именно в Италии – в Риме, во Флоренции, в Венеции. Памятники эпохи Возрождени остались практически во всех крупных итальянских городах. Из Италии эта мода распространилась в другие итальянские города, а затем во Францию, Германию и Англию.

Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, Экуэнский замок, дворец в Блуа. В Испании — дворец Эскориал, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши и Фюрстенгоф в Вильмаре. Смотрите, всего 50 евро, а уже сколько впечатлений!

Дворец Фонтенбло находится во французском департаменте Сена и Марна, вокруг которого со временем сформировался город Фонтенбло. Здесь жили правители Франции начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III. Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Эскориал — это одновременно монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Памятник расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день почитания св. Лоренсо, и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в его честь. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V — создание династического пантеона, объединив монастырь с королевским дворцом и в камне выразить идею испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далеко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Городская Ратуша Альтенбурга является одним из наиболее важных исторических зданий эпохи Ренессанса во всей Германии. Она была построена между 1562 и 1564 годами по проекту архитектора Николая Грохмана. Город Альтенбург располагается в 45 км к югу от Лейпцига и во всем мире больше известен как родина «Скат» — немецкой народной игры в карты.

Барокко и рококо по сто евро

Купюра в 100 евро – пожалуй, самая ходовая в Европе. Зеленая, как брюссельская капуста, она легко разменивается на более мелкие и ходит по рукам, давая возможность каждому новому владельцу узреть образцы барочной архитектуры и стиля рококо.

Термин «барокко» происходит от итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам» Собственно, это и есть исчерпывающая характеристика для всей европейской культуры XVII—XVIII веков. Основоположником этого нового течения стала опять Италия. И снова те же Рим, Венеция, Флоренция, ну и еще Манту. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации» по всей планете.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов. Для архитектуры этого периода характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — атлант, кариатида и маскарон.

Стиль барокко распространился в Испании, Германии, Бельгии, Нидерландах и Речи Посполитой. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко.

Версальский дворец вместе с регулярным парком сейчас причисляют к французскому барокко. Это бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа. Версальский дворец сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнце», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется. С 1666 года до Великой французской революции Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции.

Люксембургский дворец был построенный для Марии Медичи в 1615-31 гг. в Люксембургском саду в Париже, на месте усадьбы покойного герцога Пине из рода Люксембургов (отсюда и название). Стиль дворца — переходный от ренессанса к барокко. По заказу Марии Медичи знамениты художник Рубенс написал для этого дворца двадцать четыре холста со сценами из жизни королевы. Через несколько месяцев после окончания строительства Людовик XIII удалил её из Парижа. Во время немецкой оккупации Франции в 1940-1944 гг. в Люксембургском дворце размещалась штаб-квартира люфтваффе во Франции, в нём периодически останавливался Гёринг, а генерал-фельдмаршал авиации Гуго Шперле довольно долго в нём жил. В настоящее время здесь заседает Сенат Франции.

Капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа города Рима была построена между 1645 и 1652 гг. Она считается квинтэссенцией архитектуры барокко. Она впечатляет своим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры. Вообще на этом месте с 1605 г. орденом босоногих кармелитов строилась церковь св. Павла. После битвы в 1620 году на Белой горе она была переосвящена в честь Девы Марии и победы католиков над врагами веры. Украшение интерьера продолжалось с середины до конца XVII века.

Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Как правило, элементы рококо можно увидеть в интерьерах барочных зданий, а также во внутренней отделке европейских зданий более позднего времени.

Осторожно, Гауди-модерн

На банкноте достоинством 200 евро счастливый ее обладатель может увидеть пример архитектуры эпохи модерна. Модерн как направление в архитектуре и культуре стал развиваться со второй половины XIX века и достиг своего пика развития в начале XX века. Отличительными особенностями модерна считаются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, переход к новым технологиям ( и расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Он активно использовал металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Самый яркий представитель модерна — Антонио Гауди. Здания, сооруженные по его проектам, кажутся делом рук природы, а не человека. Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.

Дом Мила — жилой дом, который был построен в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антонио Гауди для семьи Мила. Это здание стало последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия. Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах. Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким, дом Мила сразу получил прозвище «Педрера», что в переводе с испанского означает «каменоломня» — за неровный и тяжеловесный фасад. А в 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо — еще один модернистский жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса в Барселона и причудливо перестроенный архитектором Антонио Гауди в 1904—1906 годах. Самой замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Дворец Стокле — брюссельский особняк банкира Адольфа Стокле, построенный для него в 1905-11 гг. по проекту одного из самых радикальных представителей венского модерна (сецессиона), архитектора Й. Хофмана. В историю европейской архитектуры вошёл как своеобразный водораздел между модерном и модернизмом. В условиях полной творческой свободы — заказчик не ограничивал архитектора в идеях и средствах — Хофман приблизился к созданию «тотального произведения искусства». Садик вокруг особняка был также разбит и оформлен по проекту Хофмана. Здание и по сей день украшено произведениями сотрудников Венских мастерских — Климта, Мозера и Мецнера. В доме, интерьеры которого хранят первоначальные отделку и меблировку, в разные годы бывали Кокто, Дягилев, Стравинский. Дворец Стокле находится в собственности потомков Стокле и закрыт для туристов.

500 евро – далее везде

Наше евро-путешествие подошло к концу. На широкой сиреневой купюре в 500 евро изображена многоликая европейская «современность». В это понятие укладываются стекло, бетон, мрамор, алюминий, сталь и прочие материалы вкупе с самыми последними технологиями по обустройству зданий. Все богатство архитектурных решений, любые творческие и технологические компромиссы, ностальгия и прошлым временам и попытки заглянуть в будущее Европы.

Все это вы можете увидеть на улицах любого европейского города, а попутно и заметить кое-где элементы античности, готики, барокко и модерна. Кто ищет – тот всегда найдет.

Хороших путешествий и успешных культурологических изысканий в Европе!

Поделиться в соцсетях