Евроэкспресс

Мой милый Августин: венская уличная газета в помощь бедным

Почти в каждом европейском городе есть так называемая уличная газета, которой торгуют бездомные, беженцы или те, кто по каким-то причинам не может найти работу. Для них это часто единственный способ легального заработка. Такие газеты работают по принципу 50:50, то есть половину выручки от продажи издания продавец забирает себе.

Возникнув в конце 80-х годов прошлого века в США, эта практика прижилась вскоре и в Европе – в 1991 году в Великобритании появился ставший впоследствии знаменитым журнал The Big Issue. Уличные газеты бывают всего в 4-6 полос толщиной, но вовсе не всегда: так, в Праге уже c 1999 года бездомные продают на улицах 32-полосный цветной журнал Novy Prostor.

В последние годы уличным газетам все труднее становится выживать – в эпоху информационного шума в Интернете все меньше и меньше людей заинтересованы в том, чтобы купить себе дополнительную порцию новостей, даже если заплаченные деньги пойдут на благие цели.

Фото: Анастасия Куринова

Как только немного обживаешься в Вене, то замечаешь на улицах в самых разных частях города людей с газетой Augustin. Некоторые из них просто стоят около банков и несмело просят купить газету, другие распевают песни в самых людных местах, третьи желают хорошего дня посетителям кафе.

— Schö-ö-öne Zeitung, — растягивает слова темнокожий парень у станции метро Wien Miete, одной из центральных в городе. Когда он в особенном ударе, то читает рэп.

Он стоит здесь по вечерам. Десять лет назад приехал из Нигерии, но за это время так и не смог найти подходящую работу. Поэтому пособие по безработице и продажа газеты Augustin — его источники дохода в Вене.

Сейчас у Augustin 500 продавцов в городе, а когда-то было всего пять. Кто-то из них изо дня в день стоит в одном месте по 6-8 часов, кто-то выходит на работу пару раз в неделю. 32-полосный номер стоит 2,50 евро, из них 1,25 евро идет продавцу, а 1,25 — редакции.

«О бедности нужно говорить»

Газета названа так в честь австрийского волынщика, что в XVII веке слагал свои песни. Одна из них — как раз про бедняка и его нелегкую долю.

— Наша задача — сделать бедность видимой и очевидной для всех. Она существует даже в такой благополучной стране, как Австрия. Нашим продавцам нужна поддержка. И мы считаем, что о бедности нужно говорить, — рассказывает «Европульсу» Эва Рормозер, которая работает в газете со дня основания (с 1995 года) и заведует административной частью.

Эва Рормозер работает в Augustin со дня основания

Хотя слово «заведует» не совсем верное. По словам Эвы, здесь нет начальников и подчиненных. Все получают одинаковую зарплату, будь то социальные работники, занимающиеся бездомными, или редакторы.

Соцработники занимаются административной работой, налаживают распространение газеты, ведут контакты с продавцами газет, выдают им экземпляры, принимают деньги. А еще – организуют для продавцов чай, кофе, бесплатный доступ в интернет, настольный теннис и даже футбол. Так продавцы могут познакомиться друг с другом и чему-то научиться.

Редакция

Редколлегия состоит из пяти человек и ни у одного из них нет журналистского образования. Все сотрудники газеты входят в совет директоров и принимают решения коллегиально.

— Иногда у нас немало времени уходит на принятие решений, потому что мы используем демократический подход, где все имеют право высказаться, — делится Эва. — Но в итоге наши решения более жизнеустойчивы. И это работает вот уже 22 года.

Многие уличные газеты начинались в 90-х. Редакторы Augustin ориентировались на британский пример — The Big Issue.

Первый номер Augustin вышел на деньги, полученные в рамках социального гранта. Сейчас газета существует на деньги от продаж, на ежемесячные платежи по 25 евро от 333 человек (подписные пожертвования) и частные разовые пожертвования.

Тираж каждого номера — 20 тысяч экземпляров, но бывали времена и получше. В 2006 году на улицах расходилось по 40 тысяч каждого номера. Сотрудники редакции объясняют, что в то время цифровые медиа были не так популярны, как сейчас, а еще в Вену тогда приехала очень большая группа беженцев из Африки. Все они нуждались в работе. Многие из них до сих продают Augustin.

Соцработники выдают продавцу номера свежей газеты

Продавцы

Эва говорит, что всех продавцов объединяет бедность или опыт бедности в прошлом.

Большая группа продавцов — это европейцы из Болгарии, Румынии и соседней Словакии, которые приехали в Австрию в надежде найти работу, но у них это не вышло, а домой возвращаться не хочется. Есть те, кто находится в ожидании статуса беженца: это грузины и украинцы. А вот продавцов из России и Турции у них нет. Эва связывает это с тем, что либо их национальное комьюнити хорошо развито, либо такой тип заработка порицаем в их культурных кодах.

Есть и австрийцы, и немцы, которые не могут найти работу или не хотят ее искать. Для некоторых Augustin — это временное прибежище, для других — единственное место работы на всю жизнь. Эва вспоминает про человека, который пришел сюда 22 года назад еще молодым. Сейчас он уже зрелый человек, но за это время в его жизни мало что изменилось.

— Не все люди готовы что-то менять в своей жизни, — говорит Эва. — А у некоторых проблемы с тем, чтобы приходить на работу вовремя, уметь общаться с начальством, выдерживать иерархию. Наше общество плохо относится к тем, кто на не похож на других, поэтому они идут к нам. А есть люди, которые не хотят заводить семью и работать по 40 часов, им достаточно пособия и небольшого приработка. И к этому тоже нужно относиться с пониманием.

Редакция Augustin: чай и бутерброды для продавцов

«Моя личность больше не имела значения»

Когда-то для того, чтобы лучше понять продавцов, Эва сама месяц стояла на улице и продавала Augustin. Это было сложно:

— За час я заработала 1,60 евро и это была невероятная удача. Но самым неожиданным открытием для меня стало то, насколько моя человеческая сущность может стать незаметной. Моя индивидуальность, мои компетенции, моя личность больше не имели никакого значения.

В газете сейчас нет специальной подготовки для продавцов. Но все новички получают краткий инструктаж. Им рассказывают о газете, о том, как стоит общаться с людьми на улице, а как не стоит. Главное — быть дружелюбным и пытаться установить зрительный контакт.

Сотрудники Augustin во дворике редакции

Читатели

В одной из комнат редакции есть стена почета — самые удачные номера газеты. Руфь Вайсман, одна из редакторов, говорит, что подбор обложки вызывает самые жаркие споры среди коллег.

Не все читатели хорошо реагируют, если на обложке появляется пожилой человек или кто-то с социально неблагополучной внешностью. Это отталкивает покупателей. А вот один из номеров с собакой на первой полосе, наоборот, разошелся очень быстро. Это не радует, но подтверждает существующие в обществе стереотипы.

Лучшие номера Augustin за всю историю его существования

Augustin выходит раз в 2 недели и помимо статей на социальные темы публикует присланные стихи и произведения читателей; еще здесь можно найти подробную афишу мероприятий, билеты на которые стоят от 7 и до 14 евро.

Но даже несмотря на все старания редакции, часто Augustin не берут:

— Наши продажи падают, а покупатели просто дают 50 центов и говорят, что газета им не нужна. Это значит, что у продавца в руках продукт, который никто не хочет. Это то, что мы стремимся преодолеть всеми силами. Наша цель — изменить мнение людей и сделать так, чтобы они не только жертвовали, но и читали газету, а наши продавцы зарабатывали больше.

Но чем Augustin может гордиться — так это тем, что за 22 года появилось сообщество, которого раньше не было. И тем, что газета не зависит от государства, политических партий, финансовых и религиозных структур. На вопрос, кто может дать рекламу здесь, Эва смеется и говорит, что в этом вопросе они очень осторожны и точно откажут политикам, банкам и военным.


Читайте также:

 
«Найти себя в незнакомой стране очень непросто»: как работают курсы для беженцев в Германии

Город как сообщество: лучшие европейские практики