Евроэкспресс

Музейная Европа: старина и современность

В Париже 20 октября 2011 года после реставрации откроется Музей Орсэ (Musée d»»Orsay). Работы по обновлению одного из известнейших музеев мира заняли два года и потребовали порядка 20 миллионов евро. Это не первый европейский проект такого рода. Преобразование музейных залов в последние двадцать лет буквально захлестнула всю Европу. «Европульс» познакомит вас с крупнейшими музейными проектами ЕС.

Здание музея Орсэ, которое расположено на левом берегу Сены напротив сада Тюильри, первоначально было железнодорожным вокзалом. Его построили на месте сожженного во время Парижской коммуны дворца Орсэ и торжественно открыли во время Всемирной выставки 1900 года. В 1970-е годы прошлого века, когда вокзал получил статус исторического памятника, возникла идея создать в здании музей. Открыт он был в 1986 году и вскоре прославился на весь мир своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов. В это собрание входит 34 работы Мане, 86 — Моне, 43 творения Дега, 56 картин Сезанна, 46 произведений Сислея, 81 полотно Ренуара, по 24 — Ван Гога и Гогена.

Ре-конструкция

О необходимости реконструкции музея Орсэ его директор Ги Когеваль говорил давно. «Многие картины находились в ужасном состоянии, часто даже из-за грязи и пыли. Долгое время в музее главенствовало общепринятое мнение, что картины трогать не надо, что они должны висеть там, где висят», — жаловался он своему коллеге, бывшему директору музея Метрополитен Филиппу де Монтебелло. Когда реконструкцию все-таки начали, к работам были привлечены известные дизайнеры. Интерьер знаменитого кафе на последнем этажа обновили братья Кампана из Бразилии. Уникальные семь сидений из стекла появились в помещениях музея благодаря японскому дизайнеру Токудзину Йосиоке. Изменился и интерьер музейных залов: покрашенные стены и пол, а также искусственная подсветка создают в галерее импрессионистов почти домашнюю, даже, как говорит Ги Когеваль, — «интимную» атмосферу. «Белый цвет зала «убивает» любые картины, кроме живописи XX-ого века», — уверен директор музея.

Чтобы получить от властей разрешение на переделку некоторых частей здания, понадобились долгие и трудные переговоры, которые длились более полугода. Зато результат превзошел ожидания. «Когда я занял свою должность, все в один голос говорили, что мне не дадут провести преобразования в историческом здании, — говорит Ги Когеваль. — Однако я сказал, что мы это сделаем, и нам это удалось. Все пространство музея приобрело совершенно другой вид. Выглядит великолепно».

Прадо – вот так надо!

Директор музея Прадо Мигель Сугаса не менее удовлетворен результатами реконструкции, проходившей в его музее с 2007по 2011 год. До нее Прадо буквально задыхался от нехватки площадей: места не хватало не только тысячам картин знаменитых мастеров, которым приходилось пылиться в запасниках, но и посетителям, которые едва ли не толкались в узких местах музея. По словам директора музея, Мигеля Сугаса, «музей выставлял лишь седьмую часть картин из своих фондов, насчитывающих более восьми тысяч полотен».

Благодаря реконструкции, которая проходила под руководством известного испанского архитектора Рафаэля Монео, площадь выставочных помещений музея увеличилась вдвое. Новое здание музея было построено на развалинах некогда находившегося рядом с Прадо монастыря. Сегодня в его помещениях размещается коллекция испанской живописи XIX столетия, а также реставрационные мастерские, актовый зал, библиотека с читальным залом, административные офисы и новое хранилище картин, которое располагается на трех подземных этажах здания.

Однако и здесь реконструкция проходила не без трудностей. «В Испании долгое время существовало некое сопротивление идее расширения музея: считалось, что к святыне нельзя прикасаться, что все должно оставаться в первозданном виде», — рассказывает директор Прадо. И добавляет: «Не секрет, что со времен, когда в мире создавались ныне самые известные музеи и картинные галереи, в обществе произошли значительные изменения. Эти учреждения утратили свой камерный характер — их стали посещать миллионы людей; отсюда появились и задачи расширения».

Древность VS Современность

Стараются не отстать от модных веяний и в Италии. Оригинальное здание галереи Уффици во Флоренции, созданное в 1560 году, реставрируется, чтобы превратиться в культурный объект мирового класса, а заодно для того, чтобы увеличить выставочные площади с 6000 до 13000 квадратных метров. Но, похоже, всех переплюнули англичане. Открытая лишь в 2000 году лондонская галерея Tate Modern, уже пристраивает новое 12-этажное крыло из стеклянных параллелепипедов. Футуристического вида проект осуществляет бюро Жака Херцога и Пьера де Мерона, переоборудовавшее ранее заброшенную электростанцию в основное здание Tate Modern и превратившее ее в британскую достопримечательность.

Такими мы увидели самые грандиозные перемены в музеях Европы.

А что вы можете рассказать нам о своих впечатлениях от посещения великолепных музеев Старого Света? Напишите нам, и вы сможете увидеть свои заметки на страницах молодежного портала «Европульс»!

Поделиться в соцсетях