Евроэкспресс

Новый музей Антверпена: насмешка архитектора или дань истории?

Антверпен обзавелся своим краеведческим музеем. MAS (Museum Aan de Stroom) построен по проекту известных архитекторов Яна Нойтелингса и Михила Ридайка и призван стать новым символом города. Он открылся в мае 2011 года и уже успел стать предметом обсуждения общественности из-за необычной архитектурой. Удалось ли музею изменить имидж города? Станет ли он символом Антверпена?

Дом, похожий на склад

В прошлом на месте MAS располагалась старая гавань, пропитанная мазутным ароматом и распространяющая на весь город странную музыку звенящих на ветру металлических пластин. Новый музей уже называют урбанистическим феноменом из-за его гигантского размера — речь идет о 65-метровом небоскребе, и того места, которое он занимает на городской карте. Располагается он практически в центре Антверпена и виден с любой точки города. Здание MAS отсылает нас в XVI век, когда в Европе такими большими строили в основном складские помещения. Типичная для того времени архитектура легла в основу проекта музея. Он представляет собой башню, состоящую из поставленных друг на друга коробок, между которыми располагаются окна в виде изогнутых стеклянных панелей.

Оказываясь в этом здании, чувствуешь, что гуляешь по городу, который похож на что-то особенное, на метрополию, на огромный мир. MAS имеет все шансы стать городским символом, как Эйфелева башня в Париже. Он может появиться на кофейных чашках в кафе, брелоках и шариковых ручках. Тот факт, что голландский архитектор Ян Нойтелингс запросил права на использование изображения здания, говорит об эффективности этого вида маркетинга.

MAS — музей о городе Антверпен и о его связях с миром. Вся история Антверпена – это история приморского порта, который до сих пор не утратил своего международного значения. С крыши здания открывается удивительная панорама города. Помимо постоянной экспозиции, к услугам посетителей представлена площадь для прогулок, выложенная мозайкой, свой бульвар и магазин. Музейная коллекция насчитывает 470 000 объектов и постоянно пополняется. На каждом из пяти экспозиционных этажей существует свой мир: мир символов, мир города, мир торговли и кораблестроения, мир человкеа. В здании MAS расположились также этнографический музей, музей корабельного дела, музей фольклора и нашли себе место экспозиции классического и современного искусства.

Привлекающий внимание небоскреб или символ обновления?

Несмотря на подтвержденное культурное значение нового музея для города, исследователи все еще ведут споры о его архитиектурной ценности. Стал ли Антверпен красивее от того, что в нем появился такой небоскреб? Да, конечно!

Его история началась еще в 1999 году, когда был разработан дизайн здания. Но весь проект сейчас напоминает «эффект Бильбао». Так сегодня называют ситуацию, когда за счет яркого архитектурного объекта город получает новый имидж, привлекающий как туристов, так и инвесторов. Но яркое здание, привлекающее в город людей со всего мира, не улучшает социальную среду и не решает городские проблемы.

Эксперты между тем ожидают, что MAS вскоре вызовет эйфорию, привлечет к себе внимание туристов, художников и политических деятелей. Но многие забывают о тенденции, которая характерна для Фландрии, Европы да и остального мира. Средний класс, составляющий большинство жителей Антверпена, постепенно перебирается жить из центра на окраины, чтобы комфортно существовать между городом и деревней. А в это время китайские эмигранты снимают у бельгийцев городские квартиры.

Многие утверждают, что Антверпен способен построить MAS, но не способен решить насущные проблемы его жителей. Антверпенцы полагают, что вместо того, чтобы принимать фундаментальные решения относительно городской среды, власти решили привлечь внимание публики созданием впечатляющих проектов. Тогда как нужно было заниматься реставрацией старых кварталов, чтобы сделать их более подходящими для современной жизни.

Mas Que Nunca («Больше, чем когда-либо») – так звучит слоган, провозглашенный городскими властями Барселоны в преддверии Олимпиады 1992 года. Он был принят в 1984 году для того, чтобы отреставрировать запущенные городские районы и привлечь инвестиции. Несмотря на скепсис архитектурного сообщества, скорее всего, MAS станет именно таким символом для Антверпена и всех городов Фландрии, и побудит власти в итоге сделать город удобнее и приятнее для жизни.

Museum Aan de Stroom