11.05.2009

On Bike

Лето — это значит скорее из душного города. И подальше, куда-нибудь за море. Но куда? Постойте! Почему, когда речь заходит об отдыхе в Европе, мы отделываемся стандартными маршрутами, вроде Москва — Париж, или едем смотреть на Тауэрский мост, бродить по замкам в Чехии, кричать вместе с почитателями корриды в Испании. Все это, конечно, заманчиво. Но есть захватывающая и более экономичная альтернатива набившим оскомину европейским турам. Давно вы катались на велосипеде?

Европа — прекрасное место для двухколесных путешествий. Мало того, что культурный ландшафт позволяет удовлетворить эстетический голод, природное разнообразие и относительно небольшая протяженность региона принесут быструю смену впечатлений и повысят содержание адреналина в крови. К тому же европейцы славятся своей любовью к удобствам, так что проблемы с ночевкой, едой, душем решаемы. Кстати говоря, жители Евросоюза давно начали борьбу за здоровый образ жизни. Множество общественных организаций днем и ночью сражаются за дополнительные дорожные линии для велосипедистов, за бесплатный провоз багажа в метро, за крыши на велопаркингах. И надо сказать, добились в этом существенных успехов.

А некоторые правительства eвропейских стран проводят кампании: откажись от машины — пересядь на велик.

Руководство Брюсселя придумало, как поддержать велоспорт, а заодно избавиться от пробок и уменьшить число загрязняющих автомобильных выхлопов. Каждую пятницу приезжать на работу на велосипеде. Организаторы FridayBikeday не призывают отказаться от привычного способа передвижения, но предлагают поразмыслить над преимуществами двухколесного транспорта. «Просто попробуй приезжать по пятницам на работу на велосипеде, оставь ключи от машины дома. Ты увидишь, что последний рабочий день становится свежее, здоровее, проходит спокойнее и быстрее». На сайте проекта приводятся вполне прагматичные замечания в пользу велосипедов: быстрее, чем на машине, хорошо для здоровья, экономично, надежно.

С чего начать

Что же делать нам, любителям неспешных велопрогулок? Следовать примеру того самого клерка с черным чемоданчиком в руке. Заядлые велопутешественники говорят, что самый простой способ поездки за рубеж – прогулочный. Он потребует от ездока немного усилий и затрат. Но прежде чем отправиться в путь, нужно все как следует обдумать. Сколько человек поедет? Кто будет ведущим, какая физическая подготовка у членов группы, сколько километров в день сможете проехать, по какой дороге, какой будет маршрут, где будете делать остановки, сколько денег с собой брать, сколько вещей, будет ли вас сопровождать машина. И еще множество мелочей. Опытные сайклеры советуют арендовать сопровождающую машину, которая будет везти необходимые вещи. На сложных участках дороги путешественники смогут преодолеть препятствия на ней, в случае утомления – отдохнуть.

А вообще, Европа гораздо больше приспособлена для таких путешествий, чем Россия. Здесь есть широкая сеть прокатных пунктов, туристические гостиницы, дорожная разметка, специальные трассы, знаки. Создатель сайта архангельских велосипедистов http://bikeangelsk.ru Максим Ливенцов объехал на своем байке Финляндию, Швецию, Италию, Турцию, это не считая российских регионов. Ему приходилось встречаться с дорогами любой сложности, от автомагистралей до каменистых серпантинов и головокружительных спусков, колесить по полному бездорожью, пастбищам, проезжать вдоль глубоких оврагов. Максим рассказал, что условия для велотуризма лучше всего в Скандинавии. Кемпинги найти несложно, если заранее подготовиться, найти их можно через Интернет. Вообще можно взять палатку и ночевать в ней в тихих местах. Тяжело с «дикой» ночевкой в городах. Люди в Европе очень приветливые. Те из нас, что не могли ехать по сложному участку пути, останавливали попутные машины».

Велоинфраструктура

По всей Европе близ станций железной дороги и метро есть бесплатный велопаркинг. Обычно в крупных городах стран Евросоюза есть международные велосипедные станции, где бесплатно можно получить маршрутные карты, переночевать, взять велосипед на прокат. Для велосипедистов в метрополитене сделан отдельный вход. Так, они могут проносить свои снасти, никому не мешая. Путешественники могут пользоваться эскалаторами. Но за провоз велосипеда нужно платить. Можно купить сезонный билет, который действует в течение года и стоит 15 евро. Или приобрести разовую карту на одно или несколько путешествий. Велосипеды должны быть чистыми и могут бесплатно перевозиться, если весят меньше 15 килограммов.

Велоинфраструктура в Европе развивается стремительно. Автомобилистам приходится уступать дорогу младшим двухколесным братьям, особенно в центральной части города. Об этом рассказывают удивленные велолюбители из России. Порой кажется, что все чаяния путешественников в Европе учтены: на дорогах нанесена специальная велозебра, стрелки, помогающие объезжать припаркованные машины, пешеходные тропинки, на которых можно проехать велосипедисту, всюду знаки, обозначающие, где можно проехать, а где нет. Даже есть улицы с двумя полосами для велосипедистов и одной для автомашин. Зарезервированные автобусные линии, по которым могут проезжать только велосипеды. Вдалеке от города велосипедист тоже не почувствует себя покинутым, потому что кемпинги встречаются довольно часто около городов. Можно установить палатку прямо на газоне. Аренда места стоит от 10 евро. Там же можно принять душ, приготовить еду на кухне или уличной плите. Для экономии дензнаков некоторые путешественники советуют обедать и завтракать в кемпинге, а ужинать в приятном местном ресторанчике, потому что грех побывать в Европе и не отведать местных деликатесов. Ночевать можно и в более комфортабельных условиях, например, в недорогих дорожных гостиницах (от 30 до 50 евро).

Что нужно для велопутешествия по Европе

Действующий загранпаспорт, деньги (около 800 евро), подготовленный велосипед, желание и смелость. О получении визы нужно позаботиться заблаговременно, за два-три месяца до путешествия. Если в день вы собираетесь проходить больше 80 километров, на пути встречаются горные препятствия, то хорошая физическая подготовка обязательна.

Маршрутный лист

Важная, если не самая главная, часть велопутешествия — маршрут. Европейская федерация сайклинга на своем сайте выложила подробную карты Европы для велопутешественников с описанием десяти интересных нитей. Путь Eurovelo5: Via Romea Francigena предлагает добраться от Лондона до Рима или Бриндизи, преодолев 3.900 километров. Задача для смелых и выносливых. Вот, что сказано в путеводителе:

«Этот маршрут начинается в Кентербери, заканчивается в Риме, обратно можно вернуться тем же путем. Он включает пять стран: 180 км по Англии, 140 по Северной Франции, 260 по Бельгии, 75 – Люксембург, 400 – Восточная Франция, 360 – Швейцария и, наконец, 2500 по Италии. Важные города Европы, такие как Лондон, Брюссель, Страсбург, Базель, Милан и Рим соединены нитью этого маршрута. Начало поездки в Лондоне предоставит вам уникальную возможность открыть Тауэрский мост, купол Миллениум, замечательные пабы, галереи и музеи, цветущие яблоневые сады южной Англии. Кентербери отличный повод вспомнить Ансельма, который ловко доказал существование Бога. Эти тайны будут занимать вас до самого Рима, а может быть, еще дольше». В путеводителе дается подробное описание пути. Указание, какими трассами можно пользоваться, что стоит посмотреть, с какого трамвая на какой нужно пересесть, чтобы прийти к пункту назначения. В этом справочнике есть даже трасса Голуэй – Москва длинной 5, 500 километров. Авторы шутливо говорят, что «вы станете пионером, если доберетесь до России, расскажете массу интересного о путешествии, если, конечно, найдете дорогу назад».

Путевой дневник

Отъявленные велосипедисты не скупятся на впечатления в сети. Многие публикуют турдневники. Нейл и Шарон Андерсоны немало написали о своем путешествии в Европе. Американские велосипедисты были поражены, что проехали за день четыре страны на двухколесном велосипеде: «И всего лишь сто километров. Утром мы позавтракали во Франции. Потом поехали вдоль реки под пригревающим солнцем. Когда мы пересекли Бельгию, заметили, как все изменилось. Архитектура в пастельных тонах. Дома, выкрашенные в розовый, оранжевый и голубой. Около полудня мы въехали в Люксембург». Участница похода пишет, что искала воду. Она подошла к дому с открытой калиткой и увидела там женщину с ребенком. Та с радостью вынесла путешественнице две бутылки Эвиан. Такую роскошь американка стеснялась принять, но женщина махнула рукой, сославшись на то, что из-под крана идет не очень хорошая вода. В разговоре добродетельница упомянула, что приехала в Люксембург 20 лет назад из Португалии. В итоге так и осталась здесь жить. «Проехав немного, мы заново открыли Францию. Здесь не было патрульных на границе – только пустое здание таможни. На дороге был установлен золотой знак Евросоюза. Звезды по кругу, а посреди надпись – «Франция». Это единственный предмет, который разделял две страны», — заметила в своих записях Нейл Шарон.

Но дневники американских путешественников походят на красивую сказку. Здесь совсем мало говорится о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в дороге. Отрывки из дневника Максима Ливенцова и Александра Высоких о поездке по Скандинавии в 2003 году более суровы: «Утром я пошел добывать воду. Через дорогу было какое-то поселение. Обошел его кругом, попросил воду у пожилой пары. Сварили кашу, чай. Поехали в Стокгольм. Ветер попутный, ехалось хорошо.

10:00 — подъем. Солнце. Прохладно. Завтрак как обычно. Выехали в сторону Pitea. За 5 км до Pitea сломалась спица. В Pitea приехали в 14:00. Искали бассейн. Первая встреченная нами прохожая по-английски не говорила, махнула в сторону бассейна. Потом поймали мужчину и женщину. Я спросил: «Do you speak English?» Женщина ответила: «ПИК-99…» Расспросили про бассейн, рассказали, куда и откуда. Нас позвали на чашку кофию. Напоили колой, потом предложили Хот-доги. Пока мужчина варил сосиски, мы болтали обо всем на свете… Пили кофе с хот-догами. Сосиски были длинные, с кетчупом и горчицей. После еды даже сфотографировались. Нас нагрузили печеньем, лимонадом, супом.

В 10:30 встали. Ели кашу ячневую, какао с печеньем. Вылезли из леса. У Макса порвалась проводка от компа. Чинили минут 20. Поехали не спеша. Собирали банки и бутылки. Через 15 километров был туалет у озера с кафе. Умылись. Продолжаем собирать баночки. Светит солнце. Долго искали, где их сдать. Нашли. Сдали тару на 17 крон, купили хлеба и яблок. Нас чуть не надули на 5, 5 крон.

Наутро проснулись — светило солнце. Сразу вылезли из палатки загорать. И вытащили все из рюкзаков сушиться и проветриваться. В это время к нам подошла бабуся и стала говорить, что это частная собственность и что другие бы вызвали police, что в следующий раз желательно спрашивать, можно ли поставить палатку. Спросила, как нам понравилось это место, есть ли у нас вода. У нас все было. Я извинился за вторжение и сказал, что мы через час уже уйдем. Бабуся спросила про мусор у помойки (это был не наш). Я сказал, что после нас все будет чисто. Бабуся пожелала удачи и ушла. Съели мюсли с сухим молоком».


Читайте также:

«Крестовый велопоход: как европейские города начинают крутить педали»

11 тысяч километров по Европе на мотоцикле за 23 дня: личный опыт

Велосипедом по мячу: что такое велобол?


logo