Евроэкспресс

Погулять и подышать

Большие города давно ассоциируются с «бетонными джунглями» и бешеным ритмом жизни. Но иногда так хочется замедлить шаг, вдохнуть глоток свежего воздуха, прогуляться в красивом месте. В мире с каждым годом появляется все больше удачных примеров трансформации, казалось бы, вездесущего и безжизненного асфальта в уютные, приятные и дружественные природе и человеку городские зоны. Европульс рассказывает о современном устройстве городских парков и скверов, пешеходных улиц и променадов, которые становятся визитными карточками европейских столиц.

Свобода пешеходам

С середины прошлого века и буквально до начала 2000-х годов бал правили автомобили, заполоняя улицы мегаполисов, подчиняя своему ритму жизнь горожан. Шум, выхлопные газы, оживленное и порой небезопасное движение, «разрезание» районов автодорогами, пробки и запаркованные тротуары и обочины – проблемы автомобильной «эры» актуальны сегодня для многих европейских столиц. Однако градостроители, муниципальные власти, архитекторы и дизайнеры не сидят, сложа руки. Чтобы улучшить экологическую обстановку, власти регулируют уровень выхлопных газов, ограничивают въезд в центры городов для грузовиков и легковых машин, решают проблемы с парковочным пространством, повышают транспортные налоги. Подобные меры начали применяться в Европе более 30 лет назад, и местные жители, сначала встретившие их с недовольством, в итоге признали их целесообразность.

Первая пешеходная улица – изначально спроектированная именно для променада – появилась в 1953 году в Роттердаме и получила название Lijnbaan. С начала 1960-х эта практика стала распространяться по всей Европе. Так уж сложилось, что чем больше город, тем меньше в нем пространства для тех, кто предпочитает прогулки поездкам. Так, к примеру, в многомиллионном Париже есть несколько пешеходных улиц, расположенных, в основном, в районах Quartier du Sentier, Quartier Mouffetard, Quartier du Luxembourg, Rue des Martyrs. Но власти планируют развивать свободное от машин пространство. В частности, недавно стало известно, что в центре французской столицы на левом берегу Сены скоро появится променад протяженностью 2,5 км. Пляжи, газоны, зеленые скверы, пешеходные и велосипедные дорожки, кафе и сувенирные лавки – все это появится на месте оживленной магистрали, которую придется ликвидировать и распределить транспортные потоки по другим улицам.

la zona comercial desierta
Korte Lijnbaan

В Лондоне полностью пешеходной является Карнаби-стрит – небольшая улица, расположенная вблизи Оксфорд-стрит и Риджент-стрит. Крупные мегаполисы, финансовые и бизнес-центры все же не могут себе позволить полностью отказаться от машин, однако для пешеходов, как правило, проектируются широкие тротуары и бульвары вдоль ключевых улиц и набережных. Исторические центры менее крупных городов – скажем, столицы бельгийской провинции Западная Фландрия – Брюгге или столицы Словакии – Братиславы – практически полностью отданы пешеходам. Велосипед – основное транспортное средство. Крутите педали! Кстати, интересный факт: по данным различных исследований, в Европе в пешеходных зонах чаще располагаются магазины одежды и аксессуаров, чем кафе и рестораны. В России – наоборот, более популярен общепит.

Carnaby
Carnaby street

Скандинавский опыт

Вот уж где можно разгуляться – в прямом смысле слова – так это в Копенгагене. Именно там находится самая большая в Европе пешеходная зона Strøget. Она объединяет несколько улиц города, образуя площадь в 100 тыс. кв. м. Автомобилям туда въезд запрещен с 1962 года. А к северу от центра города недавно был построен еще один удивительный городской парк – Superkilen. Весьма оригинальный по дизайну и архитектурной концепции и цветовым решениям, этот проект был инициирован мэрией датской столицы и некоммерческим фондом Realdania Foundation, чтобы модернизировать городскую среду. Superkilen разбит на три цветовые зоны (оранжево-фиолетовая, черно-белая и зеленая) каждая из которых отличается по функционалу и атмосфере, а все вместе они символизируют взаимопроникновение разных культур в мультинациональном городе. Парк Superkilen – это и спорткомплекс под открытым небом, и музей современного искусства, и сюрреалистичная коллекция уникальных экспонатов, и яркая площадка для тусовок и общения.

Superkilen
Superkilen (Черная площадь)
Superkilen (Красная площадь)
Superkilen (Красная площадь)

В соседней с Данией Швеции архитекторы решили, что пешеходные зоны могут и должны не разъединять, а соединять районы, быть мостом между жителями. В прямом смысле слова. Теперь в городке Сёлвесборг есть самый длинный в Европе пешеходно-велосипедный мост Sölvesborgsbron длиной 756 м. Он соединяет город с новым жилым районом через залив. Ультрамодный дизайн моста и потрясающая иллюминация с использованием светодиодных ламп-хамелеонов – никакие фотографии не передадут красоту этого места! Хочется немедленно туда отправиться, посмотреть своими глазами и прогуляться своими ногами.

Sölvesborgsbron (www.digitaliz.se)
Sölvesborgsbron (www.digitaliz.se)
Sölvesborgsbron (www.mynewsdesk.com)
Sölvesborgsbron (www.mynewsdesk.com)

Нетривиальный взгляд на парк

Promenade Plantee - 6
Promenade Plantee
Promenade plantee2
Promenade plantee

Порой пешеходные зоны, парки и пространства для отдыха в городе возникают в самых неожиданных местах. Первопроходцами креативного ландшафтного дизайна в условиях большого города, судя по всему, были французы. Бульвар Promenade plantee появился в Париже еще в начале 1990-х годов, обустроенный на заброшенной эстакаде недалеко от центра столицы.

|

Кто бывал там, не даст соврать: это настоящее чудо ландшафтного дизайна: водные каналы, водопады, ухоженные деревья, парковые скульптуры и дизайнерские конструкции на приличной высоте!

Theresienhohe
Theresienhohe (www.novate.ru)
Theresienhohe 2
Theresienhohe (www.playground-landscape.com)

|

А на крыше железнодорожного тоннеля слабо построить парк? «Нет!» — сказали мюнхенские архитекторы. Пару лет назад в районе Theresienhohe столицы Баварии прямо над железной дорогой на площадке 300 на 50 метров появился небольшой, но очень уютный парк с детскими площадками, дорожками и спортивным инвентарем и даже парковочными местами для автомобилей.

Британцы пока подобных проектов не реализовали, но их планам можно позавидовать. Они решили спуститься под землю. В Лондоне есть несколько выведенных из эксплуатации станций и тоннелей метро. Общественная инициатива A High Line for London добивается, чтобы эти объекты были отданы для обустройства и создания нового городского парка. Современные технологии вполне позволяют озеленить подземное пространство, оборудовать его для комфортного отдыха, прогулок или спортивных активностей. А на самих заброшенных станциях можно будет устраивать семейные пикники или даже массовые мероприятия. Действительно, почему бы и нет?

Есть ли у вас любимые парки и места для отдыха в вашем городе? Чем они интересны?