27.01.2012

Рецепты Диоклетиана

Слова императора Диоклетиана «если бы вы знали, какую капусту я своими руками выращиваю, вы бы не просили меня вернуться на императорский трон» любят цитировать все историки. Эту фразу один из главных государственников Римской империи, по собственной воле удалившийся на покой, произнес в ответ на приглашение вернуться к власти. Однако мало кто знает, что ту самую необыкновенную капусту Диоклетиан выращивал в своем дворце во втором по величине городе современной Хорватии – Сплите, тогда носившем название Салоны.

Дворец Диоклетиана, строительство которого закончилось в 305 году, был обращен монументальной колоннадой в сторону моря. В императорских покоях, расположенных за ней, удалившийся на покой Диоклетиан провел последнее десятилетие своей жизни. По иронии судьбы мавзолей этого самого известного гонителя христиан был перестроен под кафедральный собор, в бывшем дворцовом храме Юпитера христиане стали совершать обряд крещения, а саркофаг с телом Диоклетиана исчез. В XIII столетии в собор встроили изысканные деревянные ворота и резной алтарь. Но в целом здание не претерпело изменений. Внутри него даже сохранился фриз, запечатлевший портреты Диоклетиана и его супруги.

С 1979 года дворец, как и весь старый центр Сплита, входит в список исторического наследия ЮНЕСКО, и является гордостью Хорватии. Когда в 2006 году городская мэрия выдала разрешение на строительство внутри дворца двадцати новых зданий, в том числе торговых центров с парковками, на его защиту встали не только старые горожане. Подписи под петицией собирали по всей стране, и в конце концов решение местных властей было отменено волеизъявлением всех хорватов.

Жалеть об этом не пришлось. «Туристы не устают повторять, как их поражает то, что город, которому больше 1700 лет, может быть таким живым, — говорит Роберт Арансон, издатель крупнейшей англоязычной городской газеты для туристов DiscoverSplit. — Более того, я вижу, как все больше и больше людей самых разных возрастных групп понимают, что Сплит дает им для отдыха очень широкие возможности: это не только купание в море, но и удобный случай увидеть уникальные памятники истории и культуры».

В ноябре 2011 года количество туристов, посетивших Сплит, выросло на 10 процентов – по сравнению с тем же периодом 2010 года. Представители туристических агентств заговорили о том, что город становится объектом не только летнего, но и зимнего туризма. Эта тенденция касается не только Сплита. В большинстве рекламных материалов, распространяемых управлением по развитию туризма Хорватии, акцент перемещен с пляжного отдыха на историко-культурный. Более того, хотя решение о присоединении к Европейскому Союзу было принято на референдуме в стране лишь в январе 2012 года, а само присоединение произойдет летом 2013 года, большинство туристических брошюр уже украшает слоган «Хорватия – новая туристическая звезда ЕС».

Перед туристической отраслью страны, как отмечают представители большинства турфирм, стоит очень серьезная задача: привлечь туристов чем-то особенным, сформировать новое восприятие страны. Проведенный недавно национальным Институтом туризма опрос 2574 человек из Германии, Великобритании, Дании, Швеции и Польши, показал: у 20% опрошенных Хорватия не вызывает никаких ассоциаций, а большинство датчан и британцев вспоминают в основном в связи с ней войнами, сопровождавшими распад бывшей Югославии. А сложившаяся в ходе последних балканских войн карта этого региона Европы вызывает у них почти священный ужас: старшее поколение туристов, например, не всегда может понять, в какую именно страну им нужно поехать, чтобы увидеть ту или иную достопримечательность.

«Решение простое: нам необходимо вернуть Хорватию на туристическую карту мира, — считает владелец одного из наиболее успешных туристических агентств страны Алан Мэндич (Alan Mandic). – Это требует от нашего правительства серьезных инвестиций и не менее серьезной работы по продвижению, с концентрацией на конкретных мероприятиях, которые могли бы принести наилучшие результаты. Так, например, хорошую службу могли бы сослужить упоминание Хорватии в популярных американских и европейских ток-шоу или рассказы о ней в наиболее известных газетах и журналах мира».

Новое позиционирование на мировом туристическом рынке займет немало времени. Однако первые шаги в этом направлении Хорватия уже сделала. Не исключено, что к 1 июля 2013 года, когда страна станет членом Европейского Союза, «маленькая Италия» — как часто зовут Хорватию – вполне составит конкуренцию в туристическом плане Италии большой.

logo